К началу

СОДЕРЖАНИЕ

ДЛИННЫЕ СТРОКИ

У Карло Гоцци в одной из пьес-сказок злодеи пытаются сжить со свету свою жертву (и вполне действенно!) , заставляя несчастного слушать мартеллианские стихи. Т.е. стихи, написанные длинной 14-сложной строкой. Впрочем, это еще что - я на стихире встречал и 24-сложные (!!!) строки.

Длинные строки звучат тяжеловесно. Кроме того, обедняется звучание рифмы из-за слишком далекого расположения рифмующихся слов. С трудом воспринимается фразовая(строковая) ритмика - главная в стихе. В длинных строках смазывается ритмическая разница, обусловленная
различным началом /например, между ямбом и хореем/. Это нетрудно увидеть даже чисто графически
-/-/-/-
/-/-/-
или
-/-/-/-/-/-/-/-/
/-/-/-/-/-/-/-/
В длинных строках теряется и индивидуальность строчного ритма - количество стоп в строке перестает восприниматься на слух. Если скажем, двухстопный, трехстопный и четырехстопный хорей без труда различаются на слух как разные размеры, то скажем 9 и 10 стопные строки уже воспринимаются как одно и то же. Не случайно именно в длинных строках авторы чаще всего ошибаются в метрике - число слогов в строке начинает плавать, его трудно становится выдерживать на слух.

Одним словом, при использовании длинных строк обедняется ритмическая палитра стиха, утяжеляется звучание. Усиливается эффект бубнения. В длинной строке бывает труднее удержать внутристрочный ритм - наличие нескольких пиррихиев или спондеев в одной строке размывает ритм, вплоть до потери "стихотворности" звучания. И от автора требуются дополнительные усилия, чтобы заставить "звучать" длиннострочное стихотворение. /цезура, аллитерации, внутренние рифмы и.т.д/

Поэтому начинающим стихотворцам я бы рекомендовал избегать длинных строк. Начинающих на длинные строки, как правило, тянет от неумения - в длинных строках больше свободы для подбора и расположения слов. А путь наименьшего сопротивления вряд ли полезен для учебы.


РИФМА

Начнем с констатации парадоксального факта. Очень многие люди, пишущие стихи, не могут дать внятного ответа на вопрос - зачем собственно в стихах нужна рифма. Умалчивают об этом и пособия для начинающих. Даже на сайте, специально посвященном рифме, Rifma.com.ru мне не удалось обнаружить ответа. Увы даже серьезные люди путаются в этом. Так в книге "теория рифмы" В.Онуфриева обнаруживаем следующее бормотание :

..."Рифма - созвучие концов стихотворных строк,
..."создающее ощущение их единства и родства;
..."одно из наиболее ярких и характерных выразительных средств поэзии.
..."Маяковский отмечал её смысловое значение:
..."..."она возвращает вас к предыдущей строке заставляет все строки,"
..."..."оформляющие одну мысль держаться вместе".
..."Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует
..."концы стихов, образует после себя паузы,
..."дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов...

Кроме явной глупости, что рифма "образует" паузы все остальное - невнятное бормотание. О создании родства, единства, наслаждении благозвучием, и возможности осмыслить...

А ответ простой: рифма - это РИТМИЧЕСКИЙ элемент стиха. Опять - его величество ритм! Рифма конечно же может нести и другую нагрузку, но главное, что делает рифму рифмой - это выполнение ритмической функции.

Поясним на примере

Так скажем, белый стих можно записать

"Над седой равниной моря ветер тучи собирает...

или

"Над седой равниной моря
"Ветер тучи собирает

или

"Над седой
"равниной моря
"ветер тучи собирает
и.т.д.

 

Вверх