К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Схема рифмовки такой строфы записывается АВАВ и называется перекрестной рифмой. ААВВ - смежная рифма АВВА - опоясывающая Обратим внимание на то, что со сменой рифмы меняется также вид окончания строки - в 1 и 3 строки оканчиваются на безударный 2,4 - на ударный слог. Это называется альтернансом. Очевидно, что такое чередование усиливает ритмическое начало в строфе. Рифмующие строки также ритмически подобны. По расположению ударения рифмы различаются "мужские" - с ударением на последнем слоге, "женские" - с ударением на предпоследнем слоге , "дактилические" - с ударением на третьем от конца слоге. Далее - рифмы гипердактилические (практически встречаются очень редко). Строго, следует говорить не о рифмах, а об окончаниях строк. но практически сложилась такая терминология. Таким образом, как правило чередование рифм подкрепляется вариациями ритма. Стихи без альтернанса - в которых чередование рифм не сопровождается вариацией в окончаниях строк, встречаются редко и часто производят не очень хорошее впечатление. Например, сравните по ритмическому звучанию процитированое 4-стишие с таким же без альтернанса:

"буря мглою небо кроет
"вихри снежные кружа-то
"то как зверь она завоет
"то заплачет как дитя-то...

Легко видеть, что здесь смазывается ритмическая выразительность и уменьшается чувство ритмической закончености строфы. Такое построение было бы уместно в более сложной строфе, например АВАВСС с альтернансом ЖЖЖЖММ:

"буря мглою небо кроет
"вихри снежные кружа-то
"то как зверь она завоет
"то заплачет как дитя-то
"И такой снеговорот
"Закрутил наверно чорт...

Такая строфа выглядит ритмически законченой. Заметим, что использование альтернанса может быть разным даже при одинаковой схеме рифмовки. Например то же с альтернансом ЖМЖМММ:

"буря мглою небо кроет
"вихри снежные крутя
"то как зверь она завоет
"то заплачет как дитя
"И такой снеговорот
"Закрутил наверно чорт...

Возможны также альтернансы МЖМЖММ ЖМЖМЖЖ МЖМЖЖЖ ММММЖЖ, ну и конечно ЖЖЖЖЖЖ МММММ (хотя два последних будут похуже звучать). Таким образом, использование различного альтернанса сильно обогащает строфику. В трехсложных размерах, где возможны три вида окончаний МЖД (/ , /- , /-- ), в 6 строчной строфе при одной и той же схеме рифмовки возможны 27 различных видов альтернанса а в 4-строчной - 9 видов.

Таким образом, в построении строфы важную роль играет не только чередование рифм, но и чередование окончаний строк. Так 4-строчная строфа со смежной рифмой ААВВ в отсуствие альтернанса просто распадется на два двустишия, а в длинном стихе получится эффект бубнения и строфика перестает ощущаться вообще. Иногда это может быть специально использовано (см.напр. http://www.stihi.ru/poems/2001/07/29-52.html)

Обычно альтернанс соблюдается инстинктивно, но все же иногда стихи написаные без альтернанса встречаются. И часто производят не очень хорошее впечатление.

Кроме чередования рифм и типов окончаний, строфы также
могут различаться количеством стоп в строке : например

"Буря воет
"Вихри снежные крутя
"Зверем стонет
"Или плачет как дитя...

При таком построении ритм будет выразительным даже при отсуствии альтернанса. Наконец, возможно построение строфы и с использованием даже разного метра строк. Например:

"Буря воет
"Вихри снежные крутятся
"Зверем стонет,
"Криком детского ужаса

с ритмической схемой:
/-/-
/-/--/--
/-/-
/-/--/--

 

Вверх