К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Надо сказать, что в наше время интерес к сложной строфике упал. Что вполне обяснимо. Дело в том, что сложная форма строфы требует определенного времени для адаптации читателя, для того чтобы он мог "въехать" в ритм. Что легче сделать в поэме. Но очень трудно - в коротком стихе. А время поэм давно миновало. С одной стороны, в эпоху информационного взрыва, прямо-таки водопадов информации, падающих со всех сторон, трудно надолго приковать внимание читателя . Если же читать с перерывами - вечерами, как встарь, то в наше время слишком много информационных потоков вклиниваются между двумя обращениями к тексту. Очень трудно сохранить непрерывность восприятия.

Второе - после веков развития поэзии так мало осталось нераспаханного пространства, что автору просто не хватит формальных и содержательных идей на целую поэму. Возможен конечно просто монтаж разных стихов, замаскированный под поэму. Но зачем таким самообманом заниматься? Меня лично Бог миловал - никогда и не пытался взяться за писание поэм. И в наше время не рекомендую ни начинающим, ни продолжающим. Впрочем, продвинутые обычно и сами достаточно хорошо понимают ситуацию. А вот среди начинающих попытки писать поэмы достаточно распространены. Мой совет таким - остановитесь! Научитесь сначала хотя бы короткие стихи писать. Вы и восьми нормальных строк родить не можете, так какого черта фонтанируете, повторяя одни и те же ошибки. Здесь количество никак не переходит в качество. Триста плохих четверостиший никак не лучше, чем два. Скорее наоборот. На короткой дистанции еще как-то можно отвлечься от пары огрехов Но когда они лезут один за другим, то даже то хорошее, что есть перестаешь воспринимать... Лучше потратьте в десять раз больше времени на отделку 12 строк, чем в порыве "вдохновения" лепить 120 корявых строчек.

Так вот, поэмы сейчас не пишут. А на короткой дистанции читатель просто не успевает "въехать" в сложную схему рифмовки. Поэтому интерес к хитровыдуманым схемам невелик. Чтобы нормально воспринять сонет надо читать кучу сонетов подряд. Либо заранее иметь сонетную форму "на слуху". И не только форму. Бехер, например, настаивал, что в сонете не только строфика, но и содержание должно быть организовано вполне определенным образом. Что тоже должно быть "на слуху". А без этого такая форма не впечатляет. Кстати, уже Шекспир почувствовал необходимость упростить классическую форму рифмовки в сонетах.

В наше время мне представляется оптимальной для недлинных стихов строфа в 4-6 строк. Строгое следование, копирование классических форм, на мой взгляд сейчас неактуально - нет той среды, где они были на слуху у каждого. Но с другой стороны, и в коротких строфах, как мы видели, скрыт огромный потенциал разнообразия. Нужно только овладеть строфикой. А слабое владение ею у многих мне видится результатом того, что овладев кое-как размером и рифмой, человек считает свое образование законченым.


ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ

...Безударный
..............пуст
...................слог
...В ударении -
..............дых
..................титанический
...Презираю
............выравненность
..........................строк
...Обожаю
..........стих
...............тонический!

 

Вверх