К началу

СОДЕРЖАНИЕ

В заключение цикла заметок о ритмике остановлюсь на двух других системах стихосложения - тонической и силлабической Вкратце поговорим о так называемом "тоническом" стихе. В этом виде стиха совпадает только КОЛИЧЕСТВО УДАРЕНИЙ, приходящееся на одну строку, а количество слогов и размещение ударений в общем произвольны. Ярчайшим представителем тонического стихосложения является конечно же Маяковский. Хотя конечно он писал не только тонические, но и смешанные и силлаботонические стихи, но наиболее характерен для него тонический стих.

Остановлюсь на нескольких заблуждениях, связанных с тоническим стихом. Во-первых, заблуждение о некоей особой звучности тонического стиха. Это однако, вовсе не свойство тонической системы стихосложения, а свойство Маяковского. Само по себе оно никак не появится, сколько ни строй "лесенок". Более того - это свойство - ВЫНУЖДЕННОЕ . В тоническом стихе сильно ослаблен внутристрочный ритм - не соблюдается ни длина строки, ни размещение ударений. Поэтому стихотворец ВЫНУЖДЕН снабжать стихи громыхающими рифмами и выпирающими аллитерациями. Тонический стих на спокойном звуке просто рассыплется. Поэтому написание достойно звучащих тонических стихов требует серьезной технической подготовки.

Пишущий вынужден прибегать не только к стихотворной технике. И специальное громыхающее прочтение, никак не соответствующее реальной речи. И специальные типографские приемы. Пресловутая "лесенка" - вынужденное "приобретение" тонического стихосложения. Стихотворец печатает строку с разрывами, чтобы указать, на какие единицы надо разбивать строку при прочтении (это не всегда можно сделать однозначно). Он типографскими приемами делает то, что невозможно сделать по другому. Попробуйте записать стихи Маяковского без лесенки, нормальными строфами, и вы увидите насколько они поблекнут. Попробуйте прочитать то, что получилось, как нормальные стихи - и вы ужаснетесь !

В целом я отношусь к тонической системе стихосложения отрицательно. Не лучшим способом оно соответствует природе русского языка. По сравнению с силлаботоническим стихосложением - это шаг назад. Впрочем, время давно уже все рассудило. Тоническое стихосложение оказалось бесплодным цветком практически одного автора. Тот факт, что у Маяковского не нашлось сколько-нибудь достойных последователей, говорит сам за себя. Последователи у него конечно были, - но где то на задворках поэзии. Вам имя Луконина о чем-нибудь говорит? (кое-кто из литературоведов считает его наиболее ортодоксальным последователем). И не только вам - никто из опрошенных мной любителей поэзии и стихоплетов ничего о нем не знает. Кое чем Маяковский конечно обогатил стихосложение, но запустить на длительную орбиту тоническую систему, и тем более , вытеснить силлаботонику, он не смог, несмотря на огромную работоспособность и талант. Кстати, мне приходилось даже встречать мнение, что к концу жизни и сам Маяковский начал склоняться к силлаботонике.

Заметим еще, что такой органический недостаток тонической системы, как неизбежно "громыхающий" звук делает некоторые вещи вообще невозможными. Таким стихом можно писать плакаты и лозунги, вещать с трибун, рвать рубашку на груди... Но элегия, нежная лирика, философские раздумья, описания природы и т.д. просто несовместимы с громыханием. А звучные стихи никто не мешает писать и в силлаботонике.

Конечно же я не хочу сказать, что Маяковский растратил талант впустую. Но не пытаясь так упорно навязать несвойственную языку систему, он без сомнения, добился бы большего. (о сознательном политическом задолизательстве здесь не будем) В конце концов, как говорят в науке, отрицательный результат эксперимента - тоже результат. В общем, хотя тонический стих кое-где и применим, в целом - это тупиковое ответвление . По крайней мере, для русской поэзии.

.............

Вкратце упомяну также о СИЛЛАБИЧЕСКОМ стихосложении. При этом в строке содержится одинаковое количество СЛОГОВ, а количество и размещение ударений значения не имеют. Поскольку в русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью, то в таких стихах строковая симметрия заключается в одинаковом времени звучания каждой строки. Кроме того, силлабические стихи снабжались рифмой, обычно смежной (что вполне понятно-при большем удалении рифм такие стихи будут просто рассыпаться). Силлабические стихи были, собственно, заимствованы у поляков. Такие стихи считаются характерными для языков с неярко выраженным силовым ударением, с ударением, занимающим постоянное место в слове. И с установлением силлаботонической системы они быстро и тихо, безо всякой борьбы, вымерли. От них осталось только название "вирши". Хотя вначале в нем не было ничего обидного, это слово сейчас означает неумело написанные стихи. И такое переосмысление дает ясную оценку силлабической системы применительно к русскому языку. Любопытно, что даже любители "авангарда" и "экспериментов" о силлабических стихах не вспоминают. Поэтому современных примеров силлабических стихов привести не могу. А любители старины могут найти их в поэтических справочниках.

Силлабическое и тоническое стихосложение - две стороны, два компонента силлаботонического. И каждая из них сама по себе естественно, проигрывает силлаботонике.

 

Вверх