К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Заблуждение номер два - (а по важности для новичков даже скорее один) автор воображает, что если он испытывал при написании своего стиха некие чувства, то и читатель при прочтении должен испытывать то же самое. Или, иначе говоря, что достаточно при написании испытать некие чувства, чтобы они автоматически оказались выражеными
в стихе.
Люди путают ПЕРЕЖИВАНИЕ неких чувств и УМЕНИЕ ИЗЛОЖИТЬ их. Увы, это ДАЛЕКО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. Самая величественная музыка, звучащая в вашей душе, не имеет никакого значения, если вы не можете сыграть или хотя бы записать ее. Самая замечательная картина, реально или в мыслях, виденная вами, останется только достоянием вашей памяти, если вы не умеете держать кисть в руках.

ПОЭТ - ЭТО ТОТ, КТО УМЕЕТ ТАЛАНТЛИВО ПИСАТЬ СТИХИ. И не более. Безотносительно даже к тому, что он там переживает. Человек, чьи видения в 10 раз более убоги, чем ваши, как художник неизмеримо выше вас, если он прекрасно владеет кистью, цветом, перспективой, композицией и т.д., а вы - нет. Любой актер вам скажет: актерское мастерство - это умение выражать чувства, а не проживать их. Да вспомните - нигде не воевавший Высоцкий сумел написать куда более проникновенные вещи, чем очень многие из тех,
кто прошел войну. Конечно же, спору нет, кастрат, даже очень талантливый, вряд ли напишет что-то путнее про любовь. Естественно, пишущий должен иметь жизненный и чувственный опыт. Но далеко не только глубина и объем этого опыта определяют насколько удачными окажутся стихи. Есть еще чисто профессиональные факторы - талант и ремесленное умение.

Стихи - это то что находится на бумаге - а никак не то, что находилось в голове и душе у того кто их писал. И уж совсем не то что он реально испытал и пережил. Нередкие самооправдания - да стихи неумелые, но зато какие чувства они выражают. Автор не замечает, что он невольно лжет. Не "выражают", а "пытаются выразить"! В этом-то все дело! Это только детей принято хвалить за хорошие намерения. А со взрослого человека спрос - за то, что сделано. Важно, сколько поднял штангист, а не сколько собирался.

Писание стихов конечно не стоит сводить только к ремеслу. Но НИКАКАЯ ГЛУБИНА ЧУВСТВ АВТОРА НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ МИНИМУМА РЕМЕСЛЕННОГО УМЕНИЯ. Бах, не умеющий играть на органе, остался бы просто придурком местного масштаба. Поймите, это так же смешно, как желание выставлять свои картины на всеобщее обозрение, человека не умеющего рисовать, и не желающего учиться. Остап Бендер со своим "сеятелем" понимал-то, что он не художник. А в стихосложении подобную хрень иногда на полном серьезе пытаются преподнести. В конце концов, если не умеете писать стихи, и не хотите учиться этому, то почему бы не перейти на прозу? Другое, схожее заблуждение - что в стихах достаточным является то, что они "выражают чувства" Рычание, мычание и бормотание - хотя вполне спосбны передавать эмоции (и даже очень хорошо) - к искусству не относятся. Основных эмоций не так уж много, и здесь ничего нового не изобретешь. Важно не только чувство само по себе, но и то, кто его испытывает, чем оно вызвано, как конкретно выражается, как все это описано и подано... Здесь очень важны оттенки... И кроме того, человеческие переживания никак не сводимы к простым эмоциям. Тем более к простым животным чувствам.

 

Вверх