К началу

СОДЕРЖАНИЕ


"Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..."
"Иногда лишь приходя на \/ этот милый берег..."

В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции, а во второй строке - очень неудачно.
Так что, если в том же двустишии паузы поставить более логично,

"Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..."
"Иногда лишь приходя \/ на этот милый берег..."

то создается ощущение ритмической шероховатости.

Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении, оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры.

И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма
- лишние или пропущенные стопы.

Например:
"От боли жизни отрешиться,
но чтоб при этом сердца не лишиться..."

-/-/---/-
-/-/-/---/-
(лишняя стопа во второй строке)

Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках. А в длинных строках гораздо менее - вплоть до того, что на слух вообще почти неощутим. И потому в длинных строках встречается гораздо чаще.

Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать что упомянутые двух и трехсложные ритмы (хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест) являются наиболее распространенными, и легкими для освоения но конечно же не исчерпывают всего.
Помимо простых возможны строки со сложными ритмами
например:

"Выхожу один я на дорогу..." --/-/---/-

Все сказанное также относится и к ним. Только следует учесть, что в таких стихах ритм выдерживать труднее, они более чувствительны к ритмическим огрехам.
Чем сложнее и напряженнее ритм, тем точнее он должен быть выдержан, иначе он будет ощущаться как спотыкач, ритмическая грязь, а не оригинальный ритм.
Так например, пеон ---/---/- при наличии большого количества сверхсхемных ударений начинает восприниматься как грязный ямб. А ямб с большим количеством пиррихиев - как грязный пеон.
При написании строк с напряженным ритмом следует по возможности употреблять слова с бесспорным и труднопереносимым ударением, а также использовать иные средства (грамматические, смысловые, звуковые), подчеркивающие выбранную нестандартную ритмику.

Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой.
Так, например, почти невозможно заставить звучать ритмический рисунок
/-/--/--/-
именно так.
Вследствие очень сильного тяготения к анапесту
--/--/--/-
Первое ударение так и тянет воспринять как спондей, и считать за побочное. Особенно, если хотя бы в одной-двух строчках первый слог остается безударным.
Практически неизбежно вместо своеобразного ритма получается грязный анапест.
Я встречал на стихире подобные произведения, впрочем и сами авторы не могли сказать ничего вразумительного на тему, какой же ритм они пытались провести.

 

Вверх