К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Четверостишие в основном готово, остается только одна строка, не заполненная рифмой.

Вы ушли, как говорится, в мир в иной,

может быть, летите ра-ра-ра-ра.

Ни тебе аванса, ни пивной -

Трезвость.

Может быть, можно оставить незарифмованной? Нельзя. Почему? Потому что без рифмы (понимая риф­му широко) стих рассыпется.

Рифма возвращает вас к предыдущей строке, застав­ляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный глас­ный и следующие за ним звуки приблизительно совпа­дают.

Так говорят все, и тем не менее это ерунда.

Концевое созвучие, рифма - это только один из бес­конечных способов связывать строки, кстати сказать - самый простой и грубый.

Можно рифмовать и начала строк:

улица -

лица у догов годов резче... и т. д.

Можно рифмовать конец строки с началом следую­щей:

Угрюмый дождь скосил глаза,

а за решеткой, четкой... И т. д.

Можно рифмовать конец первой строки и конец вто­рой одновременно с последним словом третьей или чет­вертой строки:

среди ученых шеренг

еле-еле

в русском стихе разбирался Шенгели...

и т. д. и т. д. до бесконечности.

В моем стихе необходимо зарифмовать слово "трез­вость".

Первыми, пришедшими в голову, будут слова вроде "резвость", например:

Вы ушли, как говорится, в мир в иной,

может быть, летите... знаю вашу резвость!

Ни тебе аванса, ни пивной -

Трезвость.

Можно эту рифму оставить? Нет. Почему? Во-пер­вых, потому, что эта рифма чересчур полная, чересчур прозрачная. Когда вы говорите "резвость", то рифма "трезвость" напрашивается сама собою и, будучи про­изнесенной, не удивляет, не останавливает вашего вни­мания. Такова судьба почти всех однородных слов, если рифмуется глагол с глаголом, существительное с суще­ствительным, при одинаковых корнях или падежах и т. д. Слово "резвость" плохо еще и тем, что оно вносит эле­мент насмешки уже в первые строки, ослабляя таким образом всю дальнейшую контрастность. Может быть, можно облегчить себе работу, заменив слово "трезвость" каким-нибудь легче рифмуемым, или не ставить "трез­вость" в конец строки, а дополнить строку несколькими слогами, например: "трезвость, тишь"?.. По-моему, этого делать нельзя, - я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреб­лялась, и в словаре рифм ее нет.

Рифма связывает строки, поэтому ее материал дол­жен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки.

Взяв самые характерные звуки рифмуемого слова "резв", повторяю множество раз про себя, прислуши­ваясь ко всем ассоциациям: "рез", "резв", "резерв", "влез", "врез", "врезв", "врезываясь". Счастливая рифма найдена. Глагол - да еще торжественный!

Но вот беда - в слове "трезвость", хотя и не так ха­рактерно, как "резв", но все же ясно звучит "т", "сть". Что с ними сделать? Надо ввести аналогичные буквы и в предыдущую строку.

Поэтому слово "может быть" заменяется словом "пу­стота", изобилующим и "т", и "ст", а для смягчения "т" оставляется "летите", звучащее отчасти как "летьитье".

И вот окончательная редакция:

Вы ушли, как говорится,, в мир в иной.

Пустота, - летите, в звезды врезываясь...

Ни тебе аванса, ни пивной -

Трезвость.

Разумеется, я чересчур опрощаю, схематизирую и подчиняю мозговому отбору поэтическую работу. Конеч­но, процесс писания окольней, интуитивней. Но в основе работа все-таки ведется по такой схеме.

 

Вверх


Hosted by uCoz