К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишие, я уже прики­дываю, сколько таких нужно по данной теме и как их распределить для наилучшего эффекта: архитектоника стиха.

Тема большая и сложная, придется потратить на нее таких четверостиший, шестистиший да двухстиший - кирпичей штук 20-30.

Наработав приблизительно почти все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя то на одно, то на другое место, прислушиваясь, как они звучат, и стараясь пред­ставить себе производимое впечатление.

Попримерив и продумав, решаю: сначала надо заин­тересовать всех слушателей двойственностью, при кото­рой неизвестно, на чьей я стороне, затем надо отобрать Есенина у пользующихся его смертью в своих выгодах, надо выхвалить его и обелить так, как этого не смогли его почитатели, "загоняющие в холм тупые рифмы". Окончательно надо завоевать сочувствие аудитории, об­рушившись на опошливающих есенинскую работу, тем более, что они опошливают и всякую другую, за какую бы ни взялись, - на всех этих Собиновых, Коганов, бы­стро ведя слушателя уже легкими двухстрочиями. За­воевав аудиторию, выхватив у нес право на совершенное Есениным и вокруг него, неожиданно пустить слушателя по линии убеждения в полной нестоющести, незначитель­ности и неинтересности есенинского конца, перефрази­ровав его последние слова, придав им обратный смысл. Примитивным рисуночком получится такая схема:

Имея основные глыбы четверостиший и составив общий архитектурный план, можно считать основную творче­скую работу выполненной.

Далее идет сравнительно легкая техническая обра­ботка поэтической вещи.

Надо довести до предела выразительность стиха. Од­но из больших средств выразительности-образ. Не основной образ-видение, который возникает в начале работы как первый, туманный еще ответ на социальный заказ. Нет, я говорю о вспомогательных образах, помо­гающих вырастать этому главному. Этот образ - одно из всегдашних средств поэзии, и течения, как, например, имажинизм, делавшие его целью, обрекали себя по су­ществу на разработку только одной из технических сто­рон поэзии.

Способы выделки образа бесконечны.

oОдин из примитивных способов делания образа - это сравнения. Первые мои вещи, например "Облако в штанах", были целиком построены на сравнениях - все "как, как и как". Не эта ли примитивность заставляет поздних ценителей считать "Облако" моим "кульмина­ционным" стихом? В позднейших вещах и в моем "Есе­нине", конечно, эта примитивность выведена. Я нашел только одно сравнение: "утомительно и длинно, как До­ронин".

Почему как Доронин, а не как расстояние до луны, например? Во-первых, взято сравнение из литературной жизни потому, что вся тема литераторская. А во-вто­рых-"Железный пахарь" (так, кажется?) длиннее до­роги до луны, потому что дорога эта нереальна, а "Же­лезный пахарь", к сожалению, реален, а затем дорога до луны показалась бы короче своей новизной, 4000 строк

Доронина поражают однообразием 16 тысяч раз видан­ного словесного и рифменного пейзажа. А затем - и образ должен быть тенденциозен, т, е., разрабатывая большую тему, надо и отдельные образишки, встречаю­щиеся по пути, использовать для борьбы, для литера­турной агитации.

Распространеннейшим способом делания образа яв­ляется также метафоризирование, т, е. перенос опреде­лений, являвшихся до сего времени принадлежностью только некоторых вещей, и на другие слова, вещи, явле­ния, понятия.

Например, метафоризирована строка:

И несут стихов заупокойный лом.

Мы знаем - железный лом, шоколадный лом. Но как определить поэтическую труху, оставшуюся непримененной, не нашедшей себе употребления после других поэти­ческих работ? Конечно, это лом стихов, стиховный лом. Здесь это лом одного рода - заупокойного, это стихов заупокойных лом. Но так эту строку нельзя оставить, так как получается "заупокойных лом", "хлом", читаю­щийся, как "хлам", и искажающий этим так называе­мым сдвигом всю смысловую сторону стиха. Это очень частая небрежность.

Например, в лирическом стихотворении Уткина, по­мещенном недавно в "Прожекторе", есть строка:

не придет он так же вот,

как на зимние озера летний лебедь не придет.

Получается определенный "живот".

 

Вверх