К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Одним из серьезных моментов стиха, особенно тен­денциозного, декламационного, является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха". Иногда весь стих переделываешь, чтобы только была оправдана такая перестановка.

В стихе о Есенине такой концовкой, естественно, яви­лась перефразировка последних есенинских строчек.

Они звучат так:

Есенинское -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Мое -

В этой жизни помирать нетрудно,

Сделать жизнь значительно трудней,

На всем протяжении моей работы всего стихотворе­ния я все время думал об этих строках. Работая другие строки, я все время возвращался к этим - сознательно или бессознательно.

Забыть, что нужно сделать именно это, - невозможно никак, поэтому я не записывал этих строк, а делал их наизусть (как раньше все, и как теперь большинство из моих ударных стихотворений).

Поэтому не представляется возможным учесть коли­чество переработок, во всяком случае вариантов этих двух строк было не менее 50-60.

Бесконечно разнообразны способы технической обра­ботки слова, говорить о них бесполезно, так как основа поэтической работы, как я неоднократно здесь упоми­нал, именно в изобретении способов этой обработки, и именно эти способы делают писателя профессионалом. Талмудисты поэзии, должно быть, поморщатся от эгой моей книги, они любят давать готовые поэтические ре­цепты. Взять такое-то содержание, облечь его в поэтическую форму, ямб или хорей, зарифмовать кончики, подпустить аллитерацию, начинить образами - и стих готов.

Но это простое рукоделие кидают, будут кидать (и хорошо делают, что кидают) во все сорные корзины всех редакций.

Человеку, который в первый раз взял в руки перо и хочет через неделю писать стихи, такому моя книга не нужна.

Моя книга нужна человеку, который хочет, несмотря ни на какие препятствия, быть поэтом, человеку, кото­рый, зная, что поэзия - одно из труднейших произ­водств, хочет осознать для себя и для передачи некото­рые, кажущиеся таинственными, способы этого произ­водства.

Вроде выводов:

1. Поэзия-производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.

2. Обучение поэтической работе - это не изучение изготовления определенного, ограниченного типа поэти­ческих вещей, а изучение способов всякой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогаю­щих создавать новые.

3. Новизна, новизна материала и приема обязатель­на для каждого поэтического произведения.

4. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.

5. Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок подохшими раз­мерами.

6. Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических зажигалок. Надо отворачи­ваться от такой нерациональной поэтической мелочи. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного спо­соба говорить, кроме стиха. Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный заказ.

7. Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта - в основной части работы - важ­ней. чем схоластические учебники молящихся на старье профессоров-идеалистов.

 

Вверх