К началу

СОДЕРЖАНИЕ

При таком делении на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построе­ние стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:

Пустота...

летите,

в звезды врезываясь.

"Пустота" стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. "Летите" стоит от­дельно, дабы не было повелительного наклонения: "Ле­тите в звезды" и т. д.

12. Для лучшего выполнения социального заказа на­до быть передовым своего класса, надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги сказку об аполитичном искусстве. Эта старая сказка возникает сейчас в новом виде под прикрытием болтовни "о широких эпических полотнах" (сначала эпический, потом объективный и, наконец, - беспартийный), о боль­шом стиле (сначала большой, потом возвышенный и, наконец, небесный) и т. д., и т. д.

9. Только производственное отношение к искусству уничтожит случайность, беспринципность вкусов, инди­видуализм оценок. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и рабкоровскую заметку. Вместо мистических рас­суждений на поэтическую тему даст возможность точно подойти к назревшему вопросу по поэтической тарифи­кации и квалификации.

10. Нельзя придавать выделке, так называемой тех­нической обработке, самодовлеющей ценности. Но имен­но эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению. Только разница в этих способах обра­ботки делает разницу между поэтами, только знание, усовершенствование, накопление, разноображивание литературных приемов делает человека профессионалом-писателем.

11. Бытовая поэтическая обстановка так же влияет на создание настоящего произведения, как и все другие факторы. Слово "богема" стало нарицательным для вся­кой художественно-обывательской бытовщины. К сожа­лению, борьба эта часто велась со словом, и только со словом. Реально налицо атмосфера старого литератур­ного индивидуального карьеризма, мелких злобных кружковых интересов, взаимное подсиживание, подмена понятия "поэтический" понятием "расхлябанный", "под­выпивший", "забулдыга" и т. д. Даже одёжа поэта, да­же его домашний разговор с женой должен быть иным, определяемым всем его поэтическим производством.

12. Мы, лефы, никогда не говорим, что мы един­ственные обладатели секретов поэтического творчества. Но мы единственные, которые хотим вскрыть эти секре­ты, единственные, которые не хотят творчество спеку­лятивно окружить художественно-религиозным поклоне­нием.

Моя попытка - слабая попытка одиночки, только пользующегося теоретическими работами моих товари­щей словесников.

Надо, чтобы эти словесники перевели свою работу на современный материал и непосредственно помогли даль­нейшей поэтической работе.

Мало этого.

Надо, чтобы органы просвещения масс перетряхнули преподавание эстетического старья.

1926 г.

 

Вверх