К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Или возьмите, например, заключительные строки стихотворения:

И к могилам поэтов Шираза

Из пустынь подступают пески.

Этими строками, как бы подводя итог всему сказан­ному ранее, поэт рисует потрясающую картину. И кар­тина тем сильнее, что она верна в буквальном смысле и в то же время является символом—символом запу­стения и одичания, которые несут городу иноземные за­хватчики и теперешние продажные правители Ирана.

Иметь четкий поэтический замысел стихотворения знать наперед, что ты хочешь сказать своим стихотворением, и в соответствии с этим расположить весь материал—в этом заключается одна из сторон поэтического мастерства.

3

Мы часто говорим и пишем, что советская литература—самая передовая, самая идейная литература в. мире. Это так и есть, ибо советская литература создает­ся в великой стране социализма, осуществляющей самые высокие, самые передовые идеи человечества. Она слу­жит народу, служит делу построения коммунизма.

И каждый начинающий поэт должен готовить себя именно к тому, чтобы стать творцом высокоидейных и высокохудожественных произведений. А для этого он должен безусловно понимать, что такое идейность лите­ратуры.

Между тем в понимании этого вопроса есть еще известное недомыслие не только у некоторых начинающих поэтов, но даже и у некоторых газетных редакций.

Идейность в поэзии иногда понимают чересчур узко и упрощенно, представляя ее лишь как злободневность, как непосредственный отклик поэта на то или иное по­литическое событие, на то пли иное мероприятие.

С этой точки зрения считается, что если, например, человек написал стихи о весеннем севе в колхозах, то, значит, он создал идейное произведение. Если же он написал, скажем, о природе родного края, то это произ­ведение уже не считается идейным или, во всяком слу­чае, считается малоидейным.

Один мой корреспондент так прямо и писал мне:

«Я стараюсь больше писать стихи идейные, но пишу также и лирические...»

По мнению этого товарища, лирические стихи не требуют идейности. Разумеется, он говорит это по при­чине своей не очень высокой грамотности, и я думаю, что со временем он поймет свою ошибку.

Гораздо хуже, когда в понятие идейности литерату­ры начинают вносить путаницу люди, казалось бы, впол­не грамотные во всех отношениях и потому долженст­вующие предостерегать от путаницы других людей, менее опытных.

Вспоминается такой случай. Начинающий поэт т. Паушкин напечатал в комсомольской газете, издаю­щейся в Казани на русском языке, стихотворение «То­поль». У меня нет под руками этого стихотворения по, насколько я помню, содержание его такое: молодой фронтовик очень любит свой родной край и часто вспоминает его. Он вспоминает тополь, у которого встре­чался с любимой девушкой. Вспоминает и думает: что стало с этим тополем, с этой девушкой? Верна ли она ему или давно забыла его? После окончания войны фронтовик с победой вернулся домой. Оказалось, что

девушка была верна ему, все время помнила о нем. То­поль также стоит целым и невредимым. Он только вы­рос еще больше.

Вот и все содержание этого незамысловатого стихо­творения. И пусть оно было написано слабо, тем не ме­нее даже рядовой читатель мог обнаружить в нем идею преданности своей родине, родному краю, идею чистой и светлой любви девушки, не забывшей своего возлюб­ленного, несмотря на долгие годы разлуки.

В ответ на это стихотворение секретарь узлового комитета ВЛКСМ станции Юдино т. П. Ларин написал, а газета «Красная Татария» (издающаяся на русском языке) напечатала совершенно недопустимую заметку.

Паушкина обвинили в никчемности его произведения, в полной безыдейности.

П. Ларин с издевательской иронией писал в своей заметке в таком роде, что, мол, смотрите, какая «глу­бокая» идея в стихотворении «Тополь»: молодой чело­век «солдатом прошел пол-Европы и, вернувшись до­мой, был награжден: снова встретил голубые глаза».

Не понимаю, над чем здесь можно иронизировать и в чем здесь можно обнаружить безыдейность, но факт остается фактом.

Газета «Красная Татария», вместо того чтобы попра­вить т. Ларина, вместо того чтобы сказать ему, что нельзя ругать человека за то, что он выражает в своих стихах хорошие, чистые человеческие чувства, предоста­вила т. Ларину возможность пустить в ход «критиче­скую дубинку» против ни в чем не повинного молодого поэта.

 

Вверх