К началу

СОДЕРЖАНИЕ


М. ИСАКОВСКИЙ

О "СЕКРЕТЕ" ПОЭЗИИ
(Ответ моим корреспондентам)

1

Пожалуй, чаще всего мои корреспонденты просят:

 «Раскройте нам секрет поэзии. Расскажите, что нужно для того, чтобы писать хорошие стихи».

Когда-то в ранней юности я также полагал, что в поэ­зии действительно существует некий «секрет» и что ес­ли бы нашелся такой человек, который разъяснил бы, раскрыл этот «секрет», то больше ничего и не надо: я уже раз и навсегда научился бы писать хорошие стихи.

Разумеется, такое представление о поэзии ошибочно.

Всеобщего, универсального, годного на все случаи жизни «секрета» поэзии не су­ществует и существовать не может.

Если все же и есть какой-то «секрет» поэтического творчества (слово «секрет» я употребляю здесь сугубо условно), то этот. «секрет» у каждого поэта свой, особый, индивидуальный. И «секрет», скажем, одного поэта уж никак не годится для другого. Его нельзя рассматри­вать как некий ключ, которым можно открыть любой замок.

Я думаю, что правильно было бы сказать так: «сек­рет» поэтического творчества поэт может найти только сам, и притом в самом себе. Всякий поэт всегда должен

«открывать» его для себя заново, так же, как он должен открывать заново и свою собственную поэзию.

Обладать поэтическим «секретом» — это прежде все­го значит быть в творчестве самостоятельным, то есть говорить так, как свойственно только тебе, а не кому-либо другому, говорить о том, о чем можешь сказать только ты, потому что ты сам увидел это в жизни, сам передумал, перечувствовал, понял, сделал выводы, причем темой разговора должно быть нечто большое,  значительное,  интересное  не только для самого поэта или узкого кру­га людей, а для самых широких слоев чи­тателей.

Нельзя думать так, что поэт, владея стихотворной техникой, лишь механически, бесстрастно рассказывает в зарифмованных строчках о тех или иных фактах, о тех или иных явлениях жизни. Знание стихотворной тех­ники, разумеется, необходимо, но не оно решает успех дела.

Творческий процесс—вещь неизмеримо более слож­ная, нежели умение стандартно пользоваться так назы­ваемыми правилами стихосложения.

Предположим, что поэт пишет стихи в связи с каким-либо событием, взволновавшим его. Это значит, что дан­ное событие, прежде чем войти в стихи, неизбежно про­ходит через сознание поэта, через его душу, через все его существо. И, описывая событие, поэт (если он, ко­нечно, поэт настоящий) неизменно вкладывает в стихи свое понимание событий, свое отношение к нему, свои мысли и чувства. Другими словами, он преподносит событие так, как видит его сам своим разу­мом и сердцем. При этом он, разумеется, дол­жен быть и объективным, то есть должен правильно понимать происшедшее, не ис­кажать его, не уходить от правды.

Понять все это и осуществить на прак­тике и означает раскрыть «секрет» поэзии, хотя, как видите, ничего секретного, ничего не­обычного в этом нет.

2

 

Вверх