К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Я хотел бы обратить внимание еще на одну сторону поэтического творчества.

В стихах поэта неизбежно проявляется не только его поэтическое мастерство, не только его умение говорить в поэтической форме о тех или иных явлениях жизни, но одновременно в них проявляется и характер са­мого поэта, его личность, его индивиду­альные человеческие качества.

Вот почему стихи, предположим, того же Некрасова мы легко можем узнать среди сотен других стихов и сказать: да, это в манере Некрасова, это в его харак­тере. Так мог написать только он, Некрасов...

То же самое можно сказать и о стихах Маяковского и о стихах других крупных поэтов.

Я счел необходимым напомнить об этом по той причине, что некоторым начинающим поэтам кажется, будто поэтический талант—это нечто обособленное от лично­сти поэта, от его характера. Они думают, что талант как бы приходит откуда-то извне, как бы является некими отдельным «приложением» к их человеческой на­туре и потому, независимо ни от чего, его можно, что называется, повернуть и так и этак.

И вот что нередко бывает с такими поэтами. Напи­шешь письмо, к примеру, т. Н.: «Дорогой товарищ! Ваши стихи несовершенны, слабы. И слабость их в пер­вую очередь заключается в том, что Вы не сумели вне­сти в них ничего свежего, ничего своего, ничего такого, что подмечено в жизни, передумано, перечувствовано именно Вами. Вы используете уже готовые поэтические ситуации. Вы лишь пересказываете другими словами то, что прочли у других поэтов. Вам не хватает поэтиче­ской самобытности, оригинальности».

Получив такое письмо, т. Н. решает сразу же, в один присест, стать «самобытным», «оригинальным», ни в чем не похожим на других. Он начинает «изобретать» свой собственный стиль письма, выдумывает самые необычные, неестественные ситуации, применяет самые сног­сшибательные образы.

Конечно, ничего путного из подобной затеи не полу­чается. Получается фальшь, гримасничанье, ходульность, игра в мнимую оригинальность—не больше.

Тов. Н. не понимает, что нельзя искусственно   придумать   манеру   поэтического письма, нельзя искусственно выдумать свой поэтический голос. Нельзя так же, как нельзя выдумать самого себя в иных качествах, чем те, которые в человеке имеются. Вернее сказать, выдумать-то, может быть, и можно, но ведь это будет не настоя­щий человек, а именно выдуманный, фальшивый, об­манный.

Быть в поэзии по-настоящему оригинальным и само­бытным, не похожим на других, — это прежде всего значит оставаться самим собой (о чем я уже упоминал раньше). Это значит проявить в поэ­зии те человеческие качества, те духовные силы, которые в тебе заложены.

Поэтический талант не есть нечто самодовлеющее, независимое от личности поэта. Он органически, неразрывно связан со всем внутренним обликом поэта. Он существует не сам по себе и является лишь средством особого (поэтического) проявления личности человека.. его характерных черт, его мыслей и чувств.

Потому-то, например, никак нельзя поверить в то, что малоразвитый, отсталый человек с ограниченным кругозором сможет написать сколько-нибудь значитель­ное поэтическое произведение, если даже от природы ему и даны известные стихотворные способности. Он не сможет написать именно в силу своей ограниченности, в силу бедности своего внутреннего мира. Ему не с чем предстать перед читателем, нечего «выложить» перед ним, нечего сказать ему.

Поэтому-то, когда начинающим поэтам (да и не только начинающим и не только поэтам) говорят, что им надо учиться, расти, совершенствоваться, то пони­мать и принимать это следует очень серьезно и широко.

Нельзя думать так, что учеба начинающего поэта за­ключается лишь в усвоении чисто технических правил стихосложения, в изучении всевозможных поэтических приемов. Учеба должна быть  

 

Вверх