К началу

СОДЕРЖАНИЕ

всесторонней и глубокой. Учась, начинающий поэт должен прежде всего

расти как человек, как человеческая личность. А это, в свою очередь, достигается не только, так сказать, в результате книжной учебы, но главным обра­зом в результате самого живого, самого актив­ного участия в жизни. С самого начала поэт обязан готовить себя к тому, чтобы стать (не на словах, а на деле) передовым человеком своего времени, человеком, глубоко знающим и понимающим действительность, человеком принципиальным, идейным, зорким, наблюдательным, кровно заинтересованным во всем том, что происходит, что совершается в нашей стране, в жизни нашего народа.

На наших глазах буквально во всех областях жизни тысячи и миллионы незаметных когда-то простых совет­ских людей выросли в активных строителей коммуниз­ма, в руководителей, в работников государственного масштаба.

Тем более к этому надо стремиться нашим поэтам. Ведь поэт — это носитель и творец духовной

культуры народа, и он просто не имеет права быть отсталым, необразованным, неактивным." Он должен знать неизмеримо больше, чем рядовой гражданин, он должен видеть гораздо дальше, он должен понимать и чувствовать жизнь во всем ее много­образии гораздо полнее и глубже.

Во всем этом также заключается «сек­рет» поэзии.

К сожалению, многие начинающие поэты все же не понимают этого. Примеров тут можно привести много. Чаще всего дело сводится к следующему.

Начал человек писать стихи и решил: «Раз я пишу стихи, значит, я талантлив. Значит, мне должны помогать растить мой талант...»

Начинается переписка с редакциями, с литературны­ми консультациями. Товарищ думает, что стихи его на­печатают, а если они окажутся слабыми для печати, то, в крайнем случае, литературная консультация объяснит

ему, как надо писать, чтобы добиться успеха, и тогда все будет в порядке.

Короче говоря, товарищ все свои надежды возлагает на консультацию, наивно полагая, что кто-то со сторо­ны может научить его писать хорошие стихи, может сказать: пиши так-то и так-то, и ты будешь настоящим поэтом. (В скобках оговорюсь, что, конечно, далеко не все начинающие поэты именно такие, но и таких очень много.)

Приведу один пример.

Начинающий поэт С.* прислал в редакцию ленин­градского журнала «Звезда» свои стихи. Из-за эконо­мии места я не буду приводить их полностью. Просто прошу поверить мне на слово, что стихи слабы, подра­жательны, малограмотны. О качестве их некоторое представление может дать хотя бы такое четверостишие (речь идет о советском воине):

Чем и как его подвиг измерить,

В «Илиаде» какой описать?

Русский воин обнялся со смертью,

Чтобы жизнь человечеству дать.

Или вот из другого стихотворения:

Время идет, приближается к ночи,

Люди легли. на спокой...

Редакция журнала «Звезда» написала автору до­вольно обширное и совершенно правильное письмо. В нем она, в частности, отметила: «Стихи по теме пра­вильны. Но в эту нужную и важную тему Вы внесли слишком мало своего, авторского. И в них не чувствует­ся, вернее—чувствуется пока еще очень слабо, творче­ская индивидуальность поэта. Нет свежих, ярких обра­зов... Оба стихотворения растянуты, длинны...

Растянуты они за счет второстепенных, необязатель­ных деталей. Это... делает их вялыми...» и т. д.

 

Вверх