К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Есть ли у Вас поэтический талант или его нет— определить сейчас невозможно. Поэтому никоим образом не возлагайте всех надежд именно па него. Это могло бы Вас обмануть.

Если у Вас талант действительно есть (что выяснится гораздо позже), то что ж,—очень хорошо. Если же Ваши занятия поэзией окажутся лишь юношеским увле­чением, то найдите в себе силы вовремя понять это и заняться какой-либо другой работой.

Я знаю случаи, когда юноши, вообразившие себя поэтами, бросали учебу и пускались в погоню за славой. Но, конечно, никакой славы они не достигали, и после им приходилось горько разочаровываться.  Слава не дается тому, кто ее специально ищет, и сама прихо­дит к тому, кто о ней не думает, но честно и самоотвер­женно трудится на общее благо. Юноши, о которых я говорю, просто испортили себе жизнь. И все потому, что они вообразили в себе наличие того, чего у них не было, и не смогли вовремя от этого отказаться.

Вам я могу порекомендовать лишь одно. Раз у Вас есть желание писать стихи, пишите. Но главная Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы накопить как можно больше всевозможных знаний и жизненного опыта. Все это Вам очень пригодится, будете ли Вы поэтом или кем-либо другим.

2. А. Т.. А-ву

Дорогой А. Б.!

Из Вашего письма я сделал вывод, что Вы уже со­вершенно окончательно определили свою будущую про­фессию. Вы решили стать поэтом.

Мне кажется, что это Ваше решение чересчур скоро­палительно.

Дело, видите ли, вот в чем. Если Вы захотите быть, например, учителем и с этой целью окончите соответ­ствующее учебное заведение, то учителем Вы обяза­тельно будете—отличным ли, хорошим ли, средним ли, но все-таки будете. То же самое можно сказать о про­фессии врача, инженера и т. п.

А вот поэтом можно не стать, несмотря на то, что Вы этого очень желаете. Вам кажется, что у Вас есть поэтические способности, но поэзия — вещь довольно обманчивая, и никогда нельзя сказать наперед, будет человек поэтом или нет, хотя он и пишет стихи.

Вот почему Вам не следует решать вопрос о Вашем будущем в столь категорической форме. Ведь Вы еще юноша, и в Вашем возрасте невозможно определить за­ранее, есть у Вас талант или его нет.

Прямо можно сказать, что Вы еще ничего не сдела­ли, ничего не создали (да и не могли создать в Ваши годы). Между тем свои первые «пробы пера» Вы называете не иначе, как «литературной деятельностью». Я бы сказал, что это очень самонадеянно и очень нескромно.

Короче говоря, я бы советовал Вам ориентироваться на какую-либо другую профессию, которая Вам по вку­су. А стихами, если Вас к ним тянет. Вы смогли бы за­ниматься дополнительно. Впоследствии, если бы оказа­лось, что у Вас действительно есть поэтические способ­ности, Вы свою профессию очень легко могли бы пере­менить.

Хочу особо подчеркнуть одно обстоятельство, чрезвы­чайно важное для Вас. Поэт даже с большими способ­ностями не может написать хороших стихов, если у него нет тесной связи с жизнью, если он оторван от нее. Та­кая оторванность, по-моему, есть и у Вас. Вы живете в районе, который во время войны был начисто разорен фашистскими войсками, в районе, население которого еще испытывает известные трудности и прилагает все силы к тому, чтобы ликвидировать последствия войны. Ничего этого Вы как будто не замечаете и пишете, на­пример, такие стихи:’

Ловко мчится по паркету

Ножка — юношей гроза.

Где Вы увидели этот «паркет» и эту «ножку»—со­вершенно непостижимо. Неужели Вы не могли найти бо­лее значительной, более жизненной темы для своих стихов?

 

Вверх