К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Впрочем, гоголевское требование выдерживать при­нятый тон не следует понимать безоговорочно. Иногда в интересах цельности вещи автор сознательно меняет тон, чтобы усилить мысль или эмоцию, как это делал тот же Гоголь, внезапно прервавший... повествование об Акакии Акакиевиче страстной филиппикой о бесчеловечье в че­ловеке.

Обратимся теперь к другому указанию Гоголя — о внутреннем духе сочинения, другими словами, об авторском пафосе.                                   

Для примера сравним два варианта рассказа Ивана Бунина «Антоновские яблоки», написанного в 1900 году. Один — первоначальный,   другой —отредактированный автором спустя много лет. Пафос этого прелестного рас­сказа — сожаление и грусть о прошлом, об уходящей на­веки, умирающей дворянской усадебной жизни. Хороша была эта жизнь—вспоминает Бунин и с нежной грустью описывает коралловые рябины, золотой сад, бриллианто­вые звезды, бирюзовое небо и воздух «такой чистый, точ­но его совсем нет...» Вся последняя главка рассказа как бы подчеркивает разницу между прекрасным прошлым и «нынешним» «царством мелкопоместных, обедневших до нищенства», с деревушками, похожими издали на кучи на­воза, с заляпанным грязью урядником и пьяными бабами.

Прошли годы. Нищенская, мелкопоместная жизнь ста­ла также далеким прошлым... «Внутренний дух» сожале­ния и элегической грусти распространяется и на описа­ние мелких помещичьих гнезд, и Бунин без сожаления выбрасывает все мрачное и непривлекательное, что когда-то было написано в этой главке, вплоть до упоминания о лежанке, от которой отваливается кирпич. И, вычерк­нув целую страницу блестящего текста, Бунин вписывает взамен одну упрямую фразу:

«Но хороша и эта нищенская, мелкопоместная жизнь!»

С понятиями собственного раз принятого тона и внут­реннего духа сочинения нам придется еще встретиться в дальнейшем.

А сейчас обратим внимание на то, что Гоголь видит литературное. произведение состоящим из нескольких ча­стей и во многом определяет его достоинства отношением частей и целого.

Так что и нам с вами придется для начала последо­вать по этому пути, «поверить алгеброй гармонию» и рас­смотреть рассказ по частям.

Что же это за части? Из каких частей состоит корот­кий рассказ?

Принято считать, что небольшое произведение изящ­ной словесности состоит из трех следующих друг за другом в затылок частей: завязки, кульминации и раз­вязки.

Краткий словарь литературоведческих терминов под общей редакцией действительного члена Академии педа­гогических наук проф. Л. И. Тимофеева дает следующие определения.

Завязка—событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.

Кульминация (от лат. culmen—вершина)—момент наибольшего напряжения в развитии действия художе­ственного произведения.

Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изо­браженных в нем событий, заключительные сцены.

Эти определения и названия устанавливают не толь­ко отличительные черты трех частей художественного произведения, но и последовательность их расположения, в точном соответствии с указаниями аристотелевой «По­этики».

В частности, Аристотель учит: «... целое есть то, что имеет начало, середину и конец. Начало—то, что само не следует по необходимости за другим, а, напротив, за  ним существует или происходит, по закону природы, нечто другое; наоборот, конец — то, что само по необходи­мости или по обыкновению следует непременно за дру­гим, после же него нет ничего другого; а середина—то, что и само следует за другим, и за ним другое».

В свое время, в IV веке до нашей эры, приведенная сентенция выглядела, наверное, довольно глубокомыслен­но, но когда читаешь нынешние ученые статьи и тебе ча­ще, чем хотелось бы, попадаются на глаза подобные умо­заключения, невольно думаешь: как все-таки медленно движется вперед наша литературоведческая наука!..

 

Вверх