К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Почему автор решил печатать каждую строку как две и пренебрегая разбивкой на строфы - можно только гадать Может, чтобы скрыть огрехи в рифмовке?

Другой пример:

"прижав карманы
и голос к глоткам..."

Действительная строка -
"Прижав карманы и голос к глоткам..."

Здесь причины печатания строки как двух вполне понятны - автор пытается таким образом скрыть корявое построение строчки - прижимание карманов к глоткам.
Подобные ухищрения я встречал неоднократно... Вместо доработки стиха автор пускается на типографские приемы.


Для меня очевиден тезис - типографская структура стиха должна соответствовать звуковой, ритмической структуре, а НЕ ЗАМЕНЯТЬ ее. И не поперек.
Ну например, встретил я стих, напечатанный в форме "атомного гриба".
Но НЕ НАПИСАНЫЙ в этой форме.
Автор, конечно же обиделся, когда я сказал, что напечатать можно хоть в форме унитаза. Но увы, вряд ли сделал выводы... Я был груб?! А почему издеваться над стихосложением можно, а над халтурными опусами нельзя?!
Если уж хочется повыдрючиваться со строковой структурой - будь добр, НАПИШИ стих чтоб он звучал именно так. Так ведь это попотеть надо, да и без серьезной подготовки не получится. Впрочем о претенциозных халтурщиках далее вряд ли стоит говорить. Шарлатанов просвещением не исправишь...

Эти заметки - для тех, кто хочет чему-то научиться.

Повторю еще раз - типографская структура должна соответствовать речевой, облегчать восприятие ритмической структуры стиха. Печатная форма должна соответствовать звуковой. Отсюда традиция печатать стихотворные фразы как типографские строчки. Несмотря на получающийся перерасход бумаги. И соответственно называть их "строками".

И, ВНИМАНИЕ!!! теперь об очень важном !!!
В отличие от ритмических единиц более низкого уровня, стихотворная строка это не только ритмическая но и И СМЫСЛОВАЯ единица и ГРАММАТИЧЕСКАЯ. В идеале каждая строка должна представлять собой относительно законченную фразу, как по смыслу так и по грамматике.
Что и подчеркивается традиционным написанием каждой стихотворной строки с заглавной буквы.
Поэтому я отрицательно отношусь к выдрюку, когда автор пишет все слова с маленьких букв. Кроме претенциозности такие авторы демонстрируют еще и непонимание сути стихосложения.

И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм. И, соответственно, появляются соответствующие ошибки. Возьмем скажем строчки (невыдуманные):

"Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина..."

Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк. Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:

"Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина..."

Но это очевидно не стихи !

Менее коряво было бы:

"Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья..."

Но тоже нехорошо - здесь помимо разрыва сочетания "синей волне" невольно получается ложное стыкование "волне вдали"

В этом варианте:

"Лишь иногда мелькнет на синей"
"Волне морской спина дельфинья"
убрано ложное стыкование "волне вдали",
и сочетание "волне морской" звучит приемлемо, но разрыв
между "синей" и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи...
хотя конечно ощущение огреха остается.

 

Вверх