К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Строфические построения могут быть довольно контрастными:
"Взгляни -
"Удивись, как хорош этот вечер
"Огни
"Разбросала по сумеркам вечность...

Таким образом, видим, что даже при одной и той же схеме рифмовки возможно огромное многообразие в построении строфы - за счет варьирования альтернанса, длины и даже метрики строк.

Можно только сожалеть, что строфика вообще не в чести в наше время. Авторы не считают нужным разбираться даже в том, что делают сами. Огромное многообразие строфической организации стихов практически не используется. Более того, даже примитивная строфика для некоторых авторов оказывается технически трудноисполнимой, и они начинают маскировать это типографскими выдрюками. А ведь какие возможности - твори, выдумывай, пробуй - упускаются!

Конечно же, как и другие ритмические элементы, использование строфы должно подчиняться законам ритмики. Должен существовать грамматический и смысловой параллелизм со звуковым (то же что говорилось и о строках). Смысловые и тем более грамматические переносы из строфы в строфу - грубо нарушают ритмическую гармонию стиха. Напротив, совпадение членения содержания стиха с разбивкой на строфы услиливает его выразительность, доходчивость до слушателя. Типографское разбиение на строфы, соответствующее ритмике стиха, облегчает восприятие при чтении.

Прежде всего о распространенном явлении -строфы вообще не выделяются в тексте. Для печатаемых на бумаге стихов, это еще может быть объяснено стремлением к экономии бумаги. Особенно в изданиях за счет автора. А для электронных версий - это можно объяснить только авторским пренебрежением. А иногда, видимо - и желанием замаскировать огрехи в стихе. Нередко таким способом маскируют наличие переносов из строфы в строфу. Отсуствие разбиения на строфы утяжеляет восприятие стиха при чтении, как в плане формы, так и содержания. Затрудняется восприятие схемы рифмовки, особенно при использовании сложных строф, или при смене схемы рифмовки внутри стиха, иногда при использовании похожих рифм в соседних строфах. Другой, куда больший грех - это вообще произвольное разбиение стиха на "строфы".

Например, стих автора Svetka "Давай поиграем в любовь..."
в авторской разбивке на "строфы"

"Роняя в ночь рояля звуки
"Из приоткрытого окна,
"Касались клавиш чьи-то руки...

"Рояля каждая струна
"Послушно вторила, звенела...
"И замирала...

"Чья душа
"Вибраций эхо чутким телом
"Ловила, музыкой дыша?...

А разбивка согласно собственному ритму стиха будет

"Роняя в ночь рояля звуки
"Из приоткрытого окна,
"Касались клавиш чьи-то руки...
"Рояля каждая струна

"Послушно вторила, звенела...
"И замирала... Чья душа
"Вибраций эхо чутким телом
"Ловила, музыкой дыша?...

Легко видеть, что авторская разбивка произведена по содержанию. Но она очевидно идет поперек ритма самого стиха. Если пытаться читать как разбил автор (что довольно затруднительно), делая изрядные паузы между строфами, то получается ритмическая мура. Если же читать согласно ритмике самого стиха - то тогда зачем все эти типографские выверты - попытка обмануть самого себя? Или читателей, привыкших читать стихи только глазами, как прозу, не пробуя на звук? При прочтении согласно собственной ритмике - выпирает корявый перенос из строфы в строфу . Отсуствие ритмического параллелизма в звуке и смысле. (и заодно более явными становятся другие огрехи) Резюмируя, можно сказать, что автор просто не справился со строфикой и решил сделать это типографскими средствами.

 

Вверх