К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Третье заблуждение - Можно сказать, противоположного плана. Это святая вера в то, что ВСЕ поэтическое умение сводится только к умению запихать слова в строчки и снабдить (желательно не "глагольными") рифмами. Для начинающих это действительно, пожалуй самое трудное. И в процессе длительного освоения формируется впечатление, что это и есть умение писать стихи. Но нельзя же всерьез сводить только к этому! И на этой почве живет и процветает огромное количество графоманов. Они искренне считают, что раз размер и рифма есть, то это - стихи. А даже с точки зрения ремесленной - это далеко не вся поэтическая техника! Надо еще уметь увидеть или сконструировать образ, умение заставить его (как и другие приемы) работать на идею стиха, умение пользоваться сравнениями, эпитетами.... Умение построить сюжет, умение грубо говоря, расставить все орудия на нужные позиции и заставить стрелять согласованно в одном направлении и залпом, а не вразброд. Не меньше чем умение придумывать важно умение беспощадно отсекать все лишнее. Наконец умение работать со звуком стиха, стилистикой... Да в конце концов просто следить за осмысленностью и понятностью своей речи. А с точки зрения содержания - да даже виртуозные, но пустопорожние стихи интересны разве что для профессионалов, с точки зрения практической иллюстрации каких либо формальных идей и приемов.

Четвертое заблуждение - очень нередкое у новичков. Они воображают, что достаточно того, что стих понятен им самим. А кто честно говорит что не понимает - придурак жизни. Автор может был бы и прав, если бы дело касалось вещей, которые при некотором напряжении мозговых извилин можно вывести из самого стиха или из жизненого опыта. Но автору почему-то и в голову не приходит , что читатель не обязан знать его биографию, привычки, жизненные обстоятельства, жизненную философию, и даже его жаргон. Тем более читатель не обязан телепатически угадывать, что автор хотел бы подразумевать под тем или иным невнятным выражением. Автор, написавший "это не рот, а кровавая рана..." , получив отзыв "А что, героиня кактус сосала?" должен винить себя, а не пошляка-рецензента. Неважно, что вы имели в виду - важно, что вы написали. И прямо противоположное - из той же серии: авторы невразумительных стихов принимают за чистую монету уверения хвалильщиков, что они там что-то "поняли". В большинстве случаев оказывается вообще невозможным выяснить, что там "понял" читатель. А во многих других - выясняется, что разные читатели воспринимают стих по-разному. И автор вместо того чтобы догадаться, что написал очень невнятно, начинает даже гордиться "многогранностью" своего произведения.

И наконец еще одно заблуждение - впрочем опять не собственно поэтическое. Это свойственно пожалуй всем молодым и начинающим.

Дурацкое представление об искусстве вообще.

 

Вверх