|
СОДЕРЖАНИЕ |
![]() |
"Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..." "Иногда лишь приходя на \/ этот милый берег..." В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции, а во второй
строке - очень неудачно. "Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..." то создается ощущение ритмической шероховатости. Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении, оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры. И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма Например: -/-/---/- Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках. А в длинных строках гораздо менее - вплоть до того, что на слух вообще почти неощутим. И потому в длинных строках встречается гораздо чаще. Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать что упомянутые
двух и трехсложные ритмы (хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест)
являются наиболее распространенными, и легкими для освоения но конечно
же не исчерпывают всего. "Выхожу один я на дорогу..." --/-/---/- Все сказанное также относится и к ним. Только следует учесть, что
в таких стихах ритм выдерживать труднее, они более чувствительны к ритмическим
огрехам. Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой. |