|
СОДЕРЖАНИЕ |
![]() |
Между тем уже к юношеским годам у очень многих читателей это
непосредственное восприятие поэзии слабеет и исчезает. И вот, читая
гениальные строфы о Петербурге во вступлении к пушкинскому "Медному
всаднику", мы уже, несколько скучая, думаем о том, что здесь, мол,
"создана яркая картина великого города", а, с другой стороны,
поэт
использует "приемы звукописи" (например, "шипенье пенистых
бокалов").
И уже нелегко отрешиться от этих вялых соображений и просто услышать
в
собственном взволнованном голосе поэтическую мощь, красоту и радость,
услышать, как словно целый оркестр звучит в твоей груди -
...В их стройно зыблемом строю, Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою!.. и уже нет никакой "картины Петербурга" и "звукописи",
а в самом тебе,
в твоем собственном творческом воображении созидается, живет, влюбляет
в себя неповторимый пушкинский Петербург, прекраснее которого нет
ничего на свете... Люблю тебя, Петра творенье... Прочитать вслух, медленно, делая паузы после каждой строки, и внятно, напряженно, чтобы пережить каждое слово, каждый звук. И не думать заранее о том, что вот, мол, передо мной Пушкин, великая поэзия, классика. Нет, непосредственно, просто, даже наивно отдаться нарастающей поступи стиха, видеть, слышать, осязать это полное смысла ритмическое движение слов, их парадное шествие, которое гремит и сверкает с наибольшей силой тогда, когда оно и впрямь воссоздает парад -"воинственную живость потешных Марсовых полей". Услышим же в своем собственном голосе это шествие, дойдя с ним до того места, где словно каждая строка звучит как ликующий возглас: В их стройно зыблемом строю [!] Лоскутья сих знамен победных [!] Сиянье шапок этих медных [!] Насквозь простреленных в бою [!]... |