|
Потому и может получаться так, что из самой высококультурной среды
выходит человек, питающий отвращение к культуре, и, напротив, из среды
безграмотной и дикой является человек, неутолимо жаждущий культуры и
поднимающийся до ее вершин. Но мне могут напомнить: а как же воспитание
- это сознательное и целенаправленное воздействие на развивающегося
человека? Конечно, воспитание играет огромную роль. Но нельзя не
видеть, что воспитание способно только усилить или ослабить непрерывное
воздействие объективного мира в его целостности. Человека формирует
сама жизнь, и меры воспитания не могут решительно изменить то
естественное и органическое складывание личности, которое определяется
всем бытием человека. Воспитание может либо подталкивать, либо
сдерживать те или иные тенденции этого развития. И кстати сказать,
воспитание становится действенным и приносящим плоды лишь в том случае,
если педагог, воспитатель обладают способностью чутко угадывать
необходимый естественный ход формирования данной личности и избирать
каждый раз единственно нужный метод воздействия, чтобы усилить либо
ослабить тот или иной процесс в становлении характера.
Все это имеет самое непосредственное отношение к вопросу "как стать
поэтом". Мы нередко слышим о ком-нибудь: "Он поэт в душе".
Это значит,
что понятие "поэзия" никак не исчерпывается способностью писать
стихи.
Поэт - это прежде всего человек особенного склада, особенной духовной
организации. Тот факт, что он пишет стихи, - это, в сущности, внешнее
проявление его натуры. Правда, нельзя стать поэтом на деле
(а не только "в душе"), не обладая высоким даром поэтического
слова.
Но столь же верно и другое: очень многие люди, пишущие внешне яркие
стихи и подчас даже имеющие шумный успех, в действительности не
являются поэтами. Их правильнее назвать стихотворцами. Стихотворец
отличается от поэта так же, как ловкий имитатор отличается от
тяжелоатлета: такие имитаторы, притворно напрягая мускулатуру,
поднимают окрашенную под металл деревянную штангу, вызывая овацию
целого зала, и только опытный глаз может обнаружить обман. Но в конце
концов этот обман разоблачают все...
Мы еще будем подробно говорить о поэте и его человеческой сущности.
Сейчас необходимо сказать только об одном: поэт, как и всякий человек,
формируется естественно и органически. Настоящий поэт - это прежде
всего глубокий и самобытный человек. Потому и нельзя воспитать,
специально "создать" поэта. И, как явствует из предыдущего, это
невозможно не только и даже не .столько потому, что люди "рождаются"
поэтами. Необходимые врожденные задатки поэтического дара имеет очень
большое число людей. Рождение поэта совпадает по времени с рождением
человека не как физического явления, а в целостном смысле слова.
Поэт рождается в 20-30 лет или даже позже. Это зависит, между прочим,
от характера исторической эпохи, от многих ее особенностей; люди
(и поэты) в различные времена созревают в разном возрасте.
|