К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Четвертое. Оборудование предприятия и орудия про­изводства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, сорганизованный стол, зонтик для писания под дождем, жилплощадь определенного количества ша­гов, которые нужно делать для работы; связь с бюро вырезок для присылки материала по вопросам, волную­щим провинции, и т. д., и т. п., и даже трубка и папи­росы.

Пятое. Навыки и приемы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежеднев­ной работы: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. и т. д.

Например: социальное задание—дать слова для пе­сен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целе­вая установка—разбить Юденича. Материал—слова солдатского лексикона. Орудия производства—огрызок карандаша. Прием—рифмованная частушка.

Результат:

Милкой мне в подарок бурка

и носки подарены.

Мчит Юденич с Петербурга,

как наскипидаренный.

Новизна четверостишия, оправдывающая производст­во этой частушки,—в рифме «носки подарены» и «на­скипидаренный». Эта новизна делает вещь нужной, поэтической, типовой.

 Для действия частушки необходим прием неожидан­ной рифмовки при полном несоответствии первого двухстрочья со вторым. Причем первое двухстрочье может быть названо вспомогательным.

Даже эти общие начальные правила поэтической ра­боты дадут больше возможностей, чем сейчас, для та­рификации и для квалификации поэтических произве­дений.

Моменты материала, оборудования и приема могут быть прямо засчитываемы как тарифные единицы.

Социальный заказ есть? Есть. 2 единицы. Целевая установка? 2 единицы. Зарифмовано? Еще единица. Аллитерации? Еще пол-единицы. Да за ритм единица,— странный размер требовал езды в автобусе.

Пусть не улыбаются критики, но я бы стихи какого-нибудь аляскинского поэта (при одинаковых способно­стях, конечно) расценивал бы выше, чем, скажем, стихи ялтинца.

Еще бы! Аляскинцу и мерзнуть надо, и шубу поку­пать, и чернила у него в самопишущей ручке замерзают. Л ялтинец пишет на пальмовом фоне, в местах, где и без стихов хорошо.

Такая же ясность вносится и в квалификацию.

Стихи Демьяна Бедного—это правильно понятый социальный заказ на сегодня, точная целевая установ­ка — нужды рабочих и крестьян, слова полукрестьянского обихода (с примесью отмирающих поэтических рифмований), басенный прием.

Стихи Крученых: аллитерация, диссонанс, целевая установка — помощь грядущим поэтам.

Тут не придется заниматься метафизическим вопро­сом, кто лучше: Демьян Бедный или Крученых. Это по­этические работы из разных слагаемых, в разных пло­скостях, и каждая из них может существовать, не вы­тесняя друг друга и не конкурируя.

С моей точки зрения, лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному за­казу Коминтерна, имеющее целевую установку на побе­ду пролетариата, переданное новыми словами, вырази­тельными и понятными всем, сработанное на столе, обо­рудованном по НОТу, и доставленное в редакцию па аэроплане. Я настаиваю—на аэроплане, так как поэтический быт—это тоже один из важнейших факторов нашего производства. Конечно, процесс подсчета и учет я поэзии значительно тоньше и сложнее, чем это показано у меня.

 

Вверх