|
СОДЕРЖАНИЕ |
![]() |
Однако Кулешов рассказал нам об этом не для того, чтобы только сообщить, что, мол, был во время войны такой-то факт, что немецкие фашисты беспощадно расправлялись с нашими пленными. Это само собой. Но кроме того — и это главное, — Кулешов вложил в свой рассказ большую поэтическую идею, ради выражения которой, собственно говоря, и написано его произведение. Прочитав стихотворение Кулешова, мы глубоко чувствуем и понимаем, какие огромные духовные силы таит в себе наша советская молодежь, как она предана своей Родине, своей Коммунистической партии, как она бесстрашна и непоколебима даже в самые тяжкие минуты. Такую молодежь нельзя покорить, нельзя поставить на колени. И те ее представители, которые пали в борьбе с врагом, всегда останутся великим примером служения Родине и народу. Именно это и хотел сказать Кулешов своим стихотворением, именно эту поэтическую идею и хотел он выразить. И он выразил ее во всей полноте, какая только возможна в небольшом по размеру стихотворении. Для полноты картины я должен привести еще стихотворение А. Твардовского: Рожь, рожь... Дорога полевая Ведет неведомо куда. Над полем низко провисая, Лениво стонут провода. Рожь, рожь — до свода голубого. Чуть видишь — где-нибудь вдали Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывет в пыли. Рожь уходилась. Близки сроки. Отяжелела и на край Всем полем подалась к дороге, Нависнула—хоть подпирай. Знать, колос, туго начиненный, Четырехгранный, золотой, Устал держать пуды. вагоны, Составы хлеба над землей. В приведенном стихотворении А. Твардовский дает лишь как бы чисто внешнюю картину огромного поля поспевшей ржи. Однако за этим внешним описанием скрывается большой внутренний смысл, говорящий о многом. Хотя автор нигде прямо не указывает, что речь идет о колхозном поле, читателю совершенно ясно, что поле именно колхозное. Ясно хотя бы потому, что таких огромных, безмежных полей, таких обильных урожаев, когда «колос... устал держать пуды, вагоны, составы хлеба над землей», доколхозная деревня не знала. Брошенное же как бы мимоходом, но очень кстати, замечание—«грузовичок плывет в пыли»—уже не оставляет никаких сомнений относительно того, кому принадлежит поле, ибо, опять-таки, доколхозная деревня не знала «грузовичков». И, говоря о поле, Твардовский тем самым говорит о победе колхозного строя в деревне, о его огромных возможностях, о зажиточной жизни колхозников. Говорит он это не прямо, не «в лоб», но смысл нарисованной им картины именно таков. Смотрите, мол, что у нас есть, чего мы достигли, и подумайте, что это значит! Кроме всего прочего, стихотворение Твардовского вызывает ощущение радости и полноты жизни, ощущение простора, света, солнца. Во всем сказанном, по-моему, и заключается основная идея стихотворения—маленького по размеру, но емкого по смыслу. Ради этого оно и было написано, а вовсе не ради того, что Твардовскому просто хотелось дать лишь чисто внешнее описание ржаного поля, хотя и внешнее описание его сделано отлично. Таким, образом, не правы те товарищи, которые думают, что лирические стихи не содержат в себе никакой идеи. Наоборот, они обязательно должны содержать ее, потому что идея, как я уже говорил,—это основной замысел поэта, основной смысл его произведения. И само собой разумеется, что, чем значительнее идея (в общественном смысле),
чем ярче и убедительнее (в художественном отношении) она воплощена в поэтическом
замысле, тем лучше стихотворение. Если нет идеи, нет замысла, то нет и стихотворения,
а есть лишь простои механический набор рифмованных строк, ничего не значащих
и никому не нужных. Такие строки могут появляться у пишущих стихи в двух случаях:
если у поэта нет ничего, что он мог бы сказать своему читателю, или, если у
него есть что сказать, но он еще не умеет выразить в поэтической форме то,
что хотелось бы выразить. |