К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Однако Кулешов рассказал нам об этом не для того, чтобы только сообщить, что, мол, был во время войны такой-то факт, что немецкие фашисты беспощадно рас­правлялись с нашими пленными. Это само собой.

Но кроме того — и это главное, — Кулешов вложил в свой рассказ большую поэтическую идею, ради выра­жения которой, собственно говоря, и написано его про­изведение.

Прочитав стихотворение Кулешова, мы глубоко чув­ствуем и понимаем, какие огромные духовные силы таит в себе наша советская молодежь, как она предана своей Родине, своей Коммунистической партии, как она бесстрашна и непоколебима даже в самые тяжкие минуты. Такую молодежь нельзя покорить, нельзя поста­вить на колени. И те ее представители, которые пали в борьбе с врагом, всегда останутся великим примером служения Родине и народу.

Именно это и хотел сказать Кулешов своим стихо­творением, именно эту поэтическую идею и хотел он выразить. И он выразил ее во всей полноте, какая толь­ко возможна в небольшом по размеру стихотворении.

Для полноты картины я должен привести еще стихо­творение А. Твардовского:

Рожь, рожь... Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь — до свода голубого.

Чуть видишь — где-нибудь вдали

Ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывет в пыли.

Рожь уходилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула—хоть подпирай.

Знать, колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды. вагоны,

Составы хлеба над землей.

В приведенном стихотворении А. Твардовский дает лишь как бы чисто внешнюю картину огромного поля поспевшей ржи. Однако за этим внешним описанием скрывается большой внутренний смысл, говорящий о многом.

Хотя автор нигде прямо не указывает, что речь идет о колхозном поле, читателю совершенно ясно, что поле именно колхозное. Ясно хотя бы потому, что таких огромных, безмежных полей, таких обильных урожаев, когда «колос... устал держать пуды, вагоны, составы хлеба над землей», доколхозная деревня не знала. Бро­шенное же как бы мимоходом, но очень кстати, замеча­ние—«грузовичок плывет в пыли»—уже не оставляет никаких сомнений относительно того, кому принадлежит поле, ибо, опять-таки, доколхозная деревня не знала «грузовичков».

И, говоря о поле, Твардовский тем самым говорит о победе колхозного строя в деревне, о его огромных воз­можностях, о зажиточной жизни колхозников. Говорит он это не прямо, не «в лоб», но смысл нарисованной им картины именно таков. Смотрите, мол, что у нас есть, чего мы достигли, и подумайте, что это значит!

Кроме всего прочего, стихотворение Твардовского вызывает ощущение радости и полноты жизни, ощуще­ние простора, света, солнца.

Во всем сказанном, по-моему, и заключается основ­ная идея стихотворения—маленького по размеру, но емкого по смыслу. Ради этого оно и было написано, а вовсе не ради того, что Твардовскому просто хотелось дать лишь чисто внешнее описание ржаного поля, хотя и внешнее описание его сделано отлично.

Таким, образом, не правы те товарищи, которые ду­мают, что лирические стихи не содержат в себе никакой идеи. Наоборот, они обязательно должны содержать ее, потому что идея, как я уже говорил,—это основной за­мысел поэта, основной смысл его произведения.

И само собой разумеется, что, чем значительнее идея (в общественном смысле), чем ярче и убедительнее (в художественном отношении) она воплощена в поэти­ческом замысле, тем лучше стихотворение. Если нет идеи, нет замысла, то нет и стихотворения, а есть лишь простои механический набор риф­мованных строк, ничего не значащих и никому не нуж­ных. Такие строки могут появляться у пишущих стихи в двух случаях: если у поэта нет ничего, что он мог бы сказать своему читателю, или, если у него есть что ска­зать, но он еще не умеет выразить в поэтической форме то, что хотелось бы выразить.

 

Вверх


Hosted by uCoz