К началу

СОДЕРЖАНИЕ


М. ИСАКОВСКИЙ

ПИСЬМА НАЧИНАЮЩИМ ПОЭТАМ


Я счел возможным опубликовать в настоящем сборнике некоторые свои письма начинающим поэтам. Делаю я это по той причине, что письма эти, как мне кажется, могут принести известную пользу не только тем, кому непосредственно посланы, по и всем другим товарищам (а их у нас в стране многие тысячи), кото­рые также пробуют свои силы в поэзии.

Письма даются преимущественно в сокращенном виде и лишь немногие печатаются целиком.

По вполне понятным соображениям я не называю полностью не имен, ни фамилий тех товарищей, кому письма адресованы.

 

1. Лине К-вой

Дорогая Лина!

Я получил Ваше письмо и ознакомился с Вашими стихами.

Сказать Вам мне хотелось вот что. Я получаю очень много стихов, написанных юношами и девушками при­мерно Вашего возраста. И среди той массы стихов, с ко­торой мне приходилось иметь дело, Ваши заметно вы­деляются. Они в некотором роде более совершенны, бо­лее литературно грамотны и поэтичны.

Однако из этого факта не хотелось бы делать дале­ко идущих выводов, то есть предсказывать Вам поэти­ческую будущность. Такой вывод был бы преждевре­менным и, может быть, даже вредным для Вас. Хочу объяснить, почему именно.

Дело в том, что очень многие девушки и юноши (если не сказать почти все) пробуют писать стихи. Факт это общеизвестный. Объясняется он тем, что люди ра­стут, познают мир, испытывают все новые и новые ощу­щения жизни, И обо всем этом им хочется сказать свое слово, хочется заявить о себе, раскрыть свою душу, по­ведать о своих стремлениях и надеждах. И так как они молоды, натуры у них горячие, то и говорить им хочется языком возвышенным, необычным, красивым. Поэтому они предпочитают стихотворную форму. Кажущаяся легкость этой формы также весьма способствует тому, что многие берутся именно за стихи.

Но вот проходит некоторое время. Юноши и девушки становятся более зрелыми и на жизнь начинают смот­реть более трезво. Большинство из них убеждается, что поэтического таланта у них нет, и они бросают писать стихи, находя свое призвание в какой-либо другой обще­полезной работе. И лишь немногие единицы, у которых действительно оказались поэтические способности, про­должают писать, совершенствоваться и с течением вре­мени достигают определенных успехов.

Однако, к сожалению, есть еще и третья категория. Это те, которые вообразили однажды, что у них есть поэтический дар, и не желают расстаться с этим вообра­жаемым даром, хотя на самом деле никакого дара у них нет. Такие люди становятся обычно графоманами, то есть людьми, считающими себя непризнанными ге­ниями. Они пишут всю жизнь и думают, что пишут луч­ше других и что их не признают только по злой иронии судьбы, по чьему-то злому умыслу. Ходят они недоволь­ные, обозленные...

Такие люди, к сожалению, есть, и многих из них я знаю или знал лично.

Все это я пишу для того, чтобы Вы поняли, как ино­гда может повернуться дело, как может человек обма­нуться. И я хочу, чтобы Вы относились к своим поэти­ческим занятиям вполне трезво и разумно. Не переоце­нивайте значения того, что Вы писали и пишете, не предрешайте своего будущего в такой категорической форме, как это делают некоторые неразумные люди:

мол, или я буду поэтом, или все пропало...

 

Вверх