К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Таким образом, темы своих стихов Вы берете не из живой действительности, а, по-видимому, из прочитанных Вами книг. Это, разумеется, не годится.

 

3. М. Я. М-ну

Уважаемый М. Я.!

Судя по Вашему письму, Вы читали мою статью «О «секрете» поэзии», напечатанную в свое время в «Литературной газете». Стало быть, нет необходимости оста­навливаться на тех общих вопросах поэзии и поэтического мастерства, которые были затронуты в статье. По­говорим о некоторых «частностях», имеющих самое не­посредственное отношение к Вашим стихам.

1. Когда поэт хочет нарисовать в своих стихах ту или иную картину, то это обязывает его к тому, чтобы он прежде всего сам ясно видел эту картину во всей ее полноте, во всех ее характерных деталях. Иначе он не достигнет цели и нарисованная им картина будет туманной, неопределенной и даже просто иска­женной.

Вы, по-видимому, плохо видели и представляли то, о чем писали в стихотворении «Первая ласточка»:

Едва зимы умчались тучи,

Утих метели страшный вой,

И тут я ласточку — был случай —

Увидел раннею весной.

Все было как-то чудно-ново

И даже радостно до слез,

Искрился снег огнем суровым,

От солнца прятался мороз.

А солнце светило нежно,

И искры сыпались из глаз.

А ласточка в дали безбрежной,

Она над полем белоснежным

Красивой, черненькой вилась.

Я не буду сейчас говорить о языке этого отрывка, о неправильно построенных фразах и т. п. (об этом по­сле), но хочу Вас спросить, где Вы наблюдали такое «чудо», когда ласточки прилетают столь рано, то есть тогда, когда на земле еще лежит снег? Этого не бывает. Ласточки обычно прилетают, когда становится совсем тепло, когда снега нет и в помине.

Стало быть, картину прихода весны и прилета ласто­чек Вы представляли плохо и потому ввели в заблуж­дение своего читателя, описав то, чего в жизни не бы­вает.

Другой пример из Вашего стихотворения «На границе»:

С востока ночь холодная стремится,

Кругом на землю пал седой туман.

Я часовым поставлен на границе

И вижу все: как речка серебрится,

Как катит волны в Тихий океан.

Если бы Вы ясно представляли ту речку, о которой говорится в стихотворении, то не сказали бы, что она «катит волны». Речка не может катить волны уже потому, что она мала по размеру и сколько-нибудь больших волн на ней быть не может. Катить волны мо­жет лишь река—большая, широкая, просторная.

Ваш читатель так и не поймет, какая в действитель­ности картина была перед Вами? Если Вы видели речку, то она не могла катить волны, если же перед Вами была не речка, а река, то об этом так и нужно было ска­зать.

Вы сами неясно представляли то, что описывали в стихотворении, и потому не могли нарисовать полную и правильную картину.

2. Помимо всего прочего, поэт должен быть наблю­дательным. В каждом факте, в каждом явлении жизни он должен хорошо видеть все те особенности, все те ха­рактерные детали, которые свойственны этим фактам и явлениям. Он должен уметь отличать главное от второ­степенного, характерное от нехарактерного, случайного.

 

Вверх