К началу

СОДЕРЖАНИЕ

При многообразных различиях в частностях        все эти свидетельства сходятся в основном — в констатировании трудностей и мук борьбы со своим косным «я»,         с недоче­тами индивидуального психо-физиологического    аппарата.

Далеко не всегда этот аппарат находится в надлежа­щем порядке. Различные обстоятельства могут тормозить его работу. Порою он похож, пользуясь образным выра­жением Н. Никитина, на разбитый в джазбанде рояль, которому трудно дать тон большой музыки.

Методика работы, имеющаяся у каждого художника и распространяющаяся на распорядок его трудового дня и бытового поведения, преследует в качестве одной из основных целей преодоление именно эти осложнений.

Но к ним не могут быть сведены все «муки творче­ства».

Как раз вторую категорию составляют те из них, ко­торые обусловливаются объективными причинами, коре­нящимися в сложности и диалектической противоречиво­сти действительности, познаваемой художником.

Когда говорят о «сопротивлении материала», о труд­ностях разработки плана и фабулы, о «неподатливости образов» (грибоедовское «шел в комнату — попал в другую»), о «муках слова», все это—выражения конкрет­ных трудностей, стоящих. перед художником в его позна­вании объективной реальности.

Во всех этих и подобных им явлениях «сопротивляют­ся» не герои, не фабулы и слова, не «материал», а, если можно так выразиться, сама действительность, или недо­статочно осмысленная художником или не укладываю­щаяся в рамки данного героя, данной фабулы, данной словесной системы.

Трудности адекватного выражения объективной действительности, коренящиеся в относительности нашего познания—вот подлинное основание «мук творчества» второго рода.

Художник Суриков говорил, что главное для него— композиция, выстроенная по тому «неумолимому матема­тическому» закону, который «можно только чутьем уга­дать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя доставленная точка разом меняют всю композицию».

Композиционная и архитектоническая целостность произведения, внутренняя логика образов, адекватность словесного выражения, все это—частные определения ос­новной закономерности искусства, которая должна быть отражением и выражением закономерности объективной действительности. Трудно не видеть, каких усилий и на­пряжения должна стоить художнику возможность, хотя бы относительная, пробиться, «доработаться» до этой «художественной правды».

Справедливо говорит Гончаров: «... Не понадобится быть самому автором, чтобы рассудить и решить о том невидимом, но громадном труде, какого требует построе­ние целого здания романа! Одной архитектоники, т. е. постройки здания, довольно, чтобы поглотить всю умст­венную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий, роль лиц, с неусыпным контролем и критикою относительно верности или невер­ности, недостатков, излишеств и т. д. Словом — с'еst une mer а boiге!»

Вот что сообщает о рукописи «Жанны д'Арк» ан. Франса его секретарь П. Гзелль:

2 И. А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда. Собрание со­чинений, т. 8, М., Гослитиздат, 1955, стр.

«Анатоль Франс готовился напечатать свою «Жанну д'Арк».

Она стоила ему двадцати пяти лет работы...

Каждая страница была подскоблена, переправлена, изрезана ножницами.

Такова манера мэтра.

 

Вверх