|
СОДЕРЖАНИЕ |
![]() |
Молодой Лермонтов составил роман «Герой нашего времени» из пяти рассказов: «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань», «Максим Максимыч» и «Фаталист». Во всем этом романе не наберется и шести печатных листов. За такую мелочь иной современный писатель и не взялся бы: то ли дело «широкое полотно», листов на тридцать! Но таким писателям не мешало бы помнить, что величайший памятник древней русской письменности «Слово о полку Игореве» объемом всего с пол-листа. Дело, значит, не в количестве листов, а в количестве и яркости образов и в глубине и широте мыслей. ... Настойчиво советую останавливать внимание не только на идее ваших первых рассказов, а и на деталях, поддерживающих эту идею. Детали должны быть ярки, самое важное — наблюдены вами лично, а не взяты у кого бы то ни было напрокат. Вы должны учиться в несколько строк вмещать большое содержание, как это сделал, скажем, молодой, вашего возраста, Лермонтов в восьмистрочном стихотворении «Утес». Я уверен, что вы знаете его наизусть, и все-таки приведу его: оно займет очень мало места. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Видите, какая тут предельная скупость на слова, какие изумительные тут детали и какое глубокое содержание! Для сопоставления приведу другого писателя, моего сверстника. Он однажды пришел ко мне в номер гостиницы «Пале-Рояль» в Петербурге, где я не столько жил, сколько писал, а чтобы мне не мешали, дверь всегда запирал и на нее со стороны коридора пришпилил кнопками бумажку с надписью: «Сергеев-Ценский не бывает дома никогда». Несмотря на такую надпись, писатель все-таки упорно стучал в дверь—пришлось открыть и спросить, что ему надо. — Пришел прочитать вам свой новый рассказ. Не сердитесь, С. Н., вы обрадуетесь этому рассказу, вот увидите! Вошел, сел за стол и начал читать. И прошел час, и прошел другой—он все читает, а содержание двухкопеечное, и никаких художественных деталей, одни нудные разговоры глупых людишек. Я прервал наконец это чтение и спросил возмущенно: — Зачем, скажите мне, зачем вы столько нагвоздали, не жалея ни времени, ни бумаги? На то он, писатель, ответил мне совершенно убежденно: — Вы получаете пятьсот рублей за печатный лист, а мне дают только сто. Вполне естественно, что я должен писать в пять раз больше вас, чтобы заработать столько же, сколько вы... Никогда так не говорите и никогда не думайте о заработке. Я свои первые рассказы писал, будучи учителем, и мне из редакции журналов присылали за них сколько хотели, — разумеется, очень мало, но я и за эту малость ни на кого не обижался, просто не обращал на гонорары ни малейшего внимания. Я в те далекие времена наблюдал людей и копил детали для своих будущих произведений... Недостатка в наблюденных черточках для обрисовки персонажей своих произведений я никогда не испытывал. Так же делайте и вы: выбирайте детали из богатых, битком набитых сундуков своей памяти, чтобы творческий процесс был для вас не только не труден, а легок до радости. Учитесь в этом не у писателей, а у художников кисти: они работают с утра до ночи, пока светит солнце, и даже не замечают времени. Мне всегда они нравились гораздо больше, чем писатели, и именно этой своей неизменной, неистребимой любовью к своему искусству. Не один раз в своих романах выводил я художников и ни разу не вывел писателя. Когда я писал свою поэму в прозе «Лесная топь», например, детали являлись ко мне как-то сами собою. Впечатления, давшие материал для поэмы, были собраны мною отчасти в отрочестве, отчасти в юности в двух смежных губерниях — Тамбовской и Рязанской. Лесная топь и названия сел и деревень — тамбовские, а такой, например, персонаж, как «Аз Слово Георг — всей вселенной император», наблюден был мною в городе Спасске, Рязанской губернии. В «Лесной топи» я шел от сюжета к деталям, а в другой поэме, тоже начала века, «Печали полей»,—от деталей к сюжету. У меня перед глазами было только название, когда я написал первую главу о силаче Никите Дехтянском, и я не знал, куда мне идти дальше. Между прочим, Никита Дехтянский был достопримечательностью Козловского уезда, Тамбовской губернии, а я его видел в Тамбове, в цирке, как участника чемпионата борьбы. Кроме Никиты у меня было, конечно, еще много деталей к поэме, но далеко не все, что мне было нужно. |