|
СОДЕРЖАНИЕ |
![]() |
Может быть, вы ухмыльнетесь, прочитав это признание. Что сделаешь? Писатель—обыкновенный смертный и не рождает истину, как Зевс Афину, из своей головы. Для приближения к истине "нужны длительные сопоставления фактов и душевное напряжение (если по иным рассказам этого незаметно, тем хуже для рассказов). Думаю, что вы не посетуете, если я на примере «Поддубенских частушек» поясню сказанное. Еще будучи инженером, я записывал частушки. Зачем—сам не знаю. Я любил эти короткие народные песенки, они мне нравились. С течением времени в блокнотах скопилась масса четверостиший — протяжных сибирских, уральских подгорных, волжских припевок и страданий, которые девчата поют под мажорную саратовскую гармошку, воронежских сатаней, владимирских припевок, петых под «елецкий», курских прибасок, петых под «чеботуху», частоговорочек и мужских двустрочных запевок «с картинками» — словом, богатая россыпь веселых и озорных, печальных и мудрых самоцветов народного ума и юмора. И вдруг, ни с того ни с сего, я написал кусок, который стал впоследствии основой первой главки «Поддубенскйх частушек». Случилось это так: редакция «Литературной газеты» послала меня в командировку собирать материал об объединении колхозов. Я приехал в Дмитровский район (недалеко от Москвы), в колхоз «Колос», поздно вечером, и меня отвели в дом для приезжающих. В комнате никого не было. На столе лежала тетрадка с записями, которые можно найти в той же первой главке. За окном слышались запевки... Отослав очерк, я приехал домой и стал печатать (именно не писать, а печатать на машинке), как поселился в доме приезжих, как просматривал тетрадь с записями ночлежников, как сидел у окна и слушал девичьи запевки. Писать было приятно. Хотелось возобновить в душе светлое ощущение радости и грусти, с которым я слушал частушки в колхозе... Впрочем, была еще одна побудительная причина: я только что купил старенькую «Олимпию», и мне не терпелось попробовать работать так же, как Алексей Толстой,— не терять времени на писание ручкой, а сразу отстукивать текст на пишущей машинке. Первые строчки особенного труда не доставили и с резвостью, простительной для начинающего члена Союза писателей, я бросился в издательство, написал расплывчатую заявку и заключил договор. А дальше дело пошло хуже. С каждой страницей растерянность все больше охватывала меня. Я писал главку за главкой и не мог понять: нужно это или не нужно, необходим пейзаж или нет, есть нужда в авторском отступлении или нет в нем никакой необходимости. В конце концов неуверенность дошла до того, что я закрыл «Олимпию» и стал писать обыкновенной ручкой, макая ее в непроливашку. Но и это не помогло. Пришлось остановиться и думать. За душой у меня была только неистребимая любовь к частушкам и к творцам их—деревенским парням и девчатам. Эта любовь и увлекла меня писать первую главку. Но для завершения работы не хватало ясного ощущения художественной идеи. вещи, не хватало отчетливой мысли, организующей воедино разрозненные ситуации и эпизоды. Не хватало ощущения общественной необходимости своей работы. Короче говоря, я стал нервничать, паниковать. А через месяц в полном отчаянии забросил рукопись и снова поехал в командировку. Мне было невдомек, что, перемарывая страницы, я вовсе не теряю времени попусту, а как раз и занимаюсь тем, чем нужно: извлекаю из материала идею... На этот раз меня занесло в Одесскую область, в деревню под названием Катерника. Там, на почве общей любви к частушкам, я познакомился с нянюшкой колхозных яслей. Это была белокурая девушка с ярко-голубыми глазами. Запевала она как-то внезапно, без подготовки, неожиданно, славно кукарекала. Набор частушек был печальный. Вот, например, одна из них: Я, бывало, припевала Разные припевочки, А теперя перестала, Родимые девочки. |