|
СОДЕРЖАНИЕ |
![]() |
Ощущение цельности рассказа, во многом зависит от достаточности убедительности и эмоциональной силы мотивировочной части. У Мопассана есть рассказ «Лунный свет». Основное событие рассказа заключается в том, что аббат Мариньян, всю жизнь ненавидевший женщин за то, что они искушают и совращают мужчин, ненавидевший до того, что ему ничего не стоит броситься с огромной дубовой палкой расправляться со своей влюбленной племянницей,—этот немолодой аббат внезапно меняет отношение к женской любви. Мотивировка происшедшего в душе аббата перелома выглядит следующим образом. Вначале «все в природе казалось ему созданным с непогрешимой и поразительной логичностью. «Почему» и «потому» были в полном равновесии. Утренние зори созданы для того, чтобы радостно было пробуждаться, дни — чтобы созревала жатва, дожди—чтобы ее орошать, вечера—для подготовления ко сну, темные ночи—для сна». Но вот пораженного «величественной и чистой красотой бледной ночи» аббата в тот час, когда он подстерегает с палкой племянницу, охватывают сомнение и смутная тревога. «Для чего бог сотворил вое это? Раз ночь предназначена для сна, для отдыха сознания, для покоя, для забвения всего, зачем же делать ее очаровательнее дня, нежнее вечерних и утренних зорь? И зачем это медленное и искусительное светило, более поэтичное, чем солнце, и как будто предназначенное освещать своим скромным светом вещи, слишком таинственные для яркого дня, — зачем оно придает темноте такую прозрачность?.. Зачем эти раскинутые повсюду соблазны, которых люди не видят, раз они спят в своих постелях? Для кого предназначено это величественное зрелище, этот преизбыток поэзии, льющейся с небес на землю?» Аббат в недоумении. И вот появились влюбленные. «Они сразу оживили неподвижный пейзаж, окруживший их подобно божественной, для них созданной раме... Они возникали перед аббатом, как живой ответ, ответ, посланный господом на его вопросы». И. аббат «бежал прочь, в смятении, почти со стыдом, точно проник в храм, куда не имел права вступать». Я сознательно изложил здесь только логическую схему мотивировочной части рассказа. Впрочем, она ничего бы не стоила, если бы оставалась только логической схемой. Автор должен заботиться, чтобы мотивировочная часть не только объясняла происходящее, но действовала на читателя еще и эмоционально, чтобы она подготавливала его душу к верному восприятию главного события. Скупой на описания природы, Мопассан в рассказе «Лунный свет» «волшебству» и «величественности» лунной ночи отводит почти две страницы. И две (Страницы пейзажа в коротком рассказе не кажутся длинными, потому что вы чувствуете: они органически подчинены общему замыслу. А как часто наши молодые авторы забывают о том, что мотивировка должна быть эмоционально насыщенной, чтобы она тронула не только ум, но и душу читателя, заразила бы его. Как часто в наших рассказах мелькают этакие небрежные, отписочные мотивировки. В рассказе А. Коваленкова «Выше любви» главное событие заключается в том, что некая Надя решила порвать с мужем и исчезла, оставив ему следующее письмо: «Андрюша! Я все поняла. Да, давно все поняла. Тебе нужна не такая, как я. И, чтобы тебе легче было, прости мою выдумку с изменой. Перед тобой я была и остаюсь чиста. Прости, что не сказала о своем отъезде. Хотела, чтобы ты ни в чем себя не винил. Будь здоров, мой родной и единственный. Прощай. Надя». Чем же мотивирован этот ответственный поступок Нади, которая продолжает страстно любить своего Андрюшу? Мотивировка занимает так мало места, что мы выпишем ее всю. Андрей рассказывает приятелям: |