К началу

СОДЕРЖАНИЕ

Ощущение цельности рассказа, во многом зависит от достаточности убедительности и эмоциональной силы мотивировочной части.

У Мопассана есть рассказ «Лунный свет». Основное событие рассказа заключается в том, что аббат Мариньян, всю жизнь ненавидевший женщин за то, что они ис­кушают и совращают мужчин, ненавидевший до того, что ему ничего не стоит броситься с огромной дубовой палкой расправляться со своей влюбленной племянни­цей,—этот немолодой аббат внезапно меняет отношение к женской любви.

Мотивировка происшедшего в душе аббата перелома выглядит следующим образом.

Вначале «все в природе казалось ему созданным с непогрешимой и поразительной логичностью. «Почему» и «потому» были в полном равновесии. Утренние зори соз­даны для того, чтобы радостно было пробуждаться, дни — чтобы созревала жатва, дожди—чтобы ее орошать, ве­чера—для подготовления ко сну, темные ночи—для сна».

Но вот пораженного «величественной и чистой красо­той бледной ночи» аббата в тот час, когда он подстере­гает с палкой племянницу, охватывают сомнение и смут­ная тревога.

«Для чего бог сотворил вое это? Раз ночь предназна­чена для сна, для отдыха сознания, для покоя, для забве­ния всего, зачем же делать ее очаровательнее дня, неж­нее вечерних и утренних зорь? И зачем это медленное и искусительное светило, более поэтичное, чем солнце, и как будто предназначенное освещать своим скромным светом вещи, слишком таинственные для яркого дня, — зачем оно придает темноте такую прозрачность?..

Зачем эти раскинутые повсюду соблазны, которых лю­ди не видят, раз они спят в своих постелях? Для кого предназначено это величественное зрелище, этот преиз­быток поэзии, льющейся с небес на землю?» Аббат в недоумении. И вот появились влюбленные.

«Они сразу оживили неподвижный пейзаж, окружив­ший их подобно божественной, для них созданной раме... Они возникали перед аббатом, как живой ответ, ответ, по­сланный господом на его вопросы». И. аббат «бежал прочь, в смятении, почти со стыдом, точно проник в храм, куда не имел права вступать».

Я сознательно изложил здесь только логическую схе­му мотивировочной части рассказа. Впрочем, она ничего бы не стоила, если бы оставалась только логической схемой.

Автор должен заботиться, чтобы мотивировочная часть не только объясняла происходящее, но действовала на читателя еще и эмоционально, чтобы она подготавливала его душу к верному восприятию главного события. Ску­пой на описания природы, Мопассан в рассказе «Лунный свет» «волшебству» и «величественности» лунной ночи отводит почти две страницы. И две (Страницы пейзажа в коротком рассказе не кажутся длинными, потому что вы чувствуете: они органически подчинены общему замыслу.

А как часто наши молодые авторы забывают о том, что мотивировка должна быть эмоционально насы­щенной, чтобы она тронула не только ум, но и душу чи­тателя, заразила бы его. Как часто в наших рассказах мелькают этакие небрежные, отписочные мотивировки.

В рассказе А. Коваленкова «Выше любви» главное событие заключается в том, что некая Надя решила по­рвать с мужем и исчезла, оставив ему следующее письмо:

«Андрюша! Я все поняла. Да, давно все поняла. Тебе нужна не такая, как я. И, чтобы тебе легче было, прости мою выдумку с изменой. Перед тобой я была и остаюсь чиста. Прости, что не сказала о своем отъезде. Хотела, чтобы ты ни в чем себя не винил. Будь здоров, мой род­ной и единственный. Прощай. Надя».

Чем же мотивирован этот ответственный поступок Нади, которая продолжает страстно любить своего Андрюшу?

Мотивировка занимает так мало места, что мы выпи­шем ее всю. Андрей рассказывает приятелям:

 

Вверх